ПРАВО.ru

Верховный суд Республики Дагестан


Верховный суд Республики Дагестан

Верховный суд Республики Дагестан

Руководство

Председатель суда Щукин Федор Вячеславович
Заместитель председателя суда Ермакова Оксана Александровна
Заместитель председателя суда Ашуров Андрей Исрапилович
Заместитель председателя суда Колуб Алибек Ажиканович

Контакты

Адрес 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Даниялова, д. 22
Телефон (8722) 68-10-42
Сайт vs.dag.sudrf.ru

История

Единая судебная система впервые в истории Дагестана была создана на основании Положения об управлении Дагестанской областью, утвержденного 5 апреля 1860 г. До этого судопроизводство осуществлялось по адатам и шариату разными общественными структурами.

Указанным Положением был учрежден Дагестанский областной народный суд, который являлся апелляционной инстанцией для девяти окружных судов. Окружные суды, в свою очередь, были апелляционной инстанцией для сельских словесных судов, созданных во всех сельских обществах.

Все суды работали под руководством военной администрации, находились на государственном обеспечении. Председатели Дагестанского областного народного и окружных судов назначались военным командованием. Депутаты (члены суда) для Дагестанского  и окружных судов избирались сроком на 3 года от населения по числу наибств, входящих в округ. Сельский словесный суд состоял из председателя и двух судей, избираемых сельским обществом. Во всех судах судопроизводство осуществлялось по адатам, шариату и особым постановлением военных властей.

После установления Советской власти Дагревком 24 июля 1920 г. утвердил Положение о судах Дагестана, согласно которому учреждались суды двоякого типа. В трех городах (Темир-Хан-Шура, ныне Буйнакск, Петровск, ныне Махачкала, Дербент) были созданы народные суды, учрежденные Декретом ВЦИК. На всей территории Дагестана были учреждены народные шариатские суды (сельские, окружные, Дагестанский), которые действовали на основании Положения о шариатских судах и тоже находились на государственном обеспечении   Параллельно с шариатскими, по решению Дагобкома РКП(б), стали создаваться и народные суды.

В ноябре 1927 Вторая сессия ЦИК ДАССР года законодательно закрепила ликвидацию шариатских судов.
Образованный  в 1920 г. в Революционный трибунал стал рассматривать наиболее важные уголовные дела, главным образом, о контрреволюционной деятельности, крупной спекуляции, дезертирстве.
В феврале - марте 1923 был поставлен и подготовлен на уровнях Вседагестанского ЦИК и Всероссийского ЦИК вопрос об организации высшего судебного органа Дагестана.

22 марта 1923 г. под председательством М.И. Калинина Всероссийский ЦИК принял постановление "Об учреждении Главного суда Дагестанской Советской Социалистической Республики", который был образован в составе уголовной, гражданской и дисциплинарной коллегий.

На все приговоры и решения Главсуда по первой инстанции кассационные жалобы и протесты следовало подавать в кассационные коллегии по уголовным и гражданским делам Верховного суда РСФСР.
Первым председателем Главсуда стал Алиев Ибрагим Махмудович, выпускник юридического факультета Московского университета, работавший к этому времени наркомом юстиции Дагестана и секретарём Дагобкома РКП(б).

3 февраля 1923 г. Президиум Верховного Трибунала (Верховного суда) Всероссийского ЦИК одобрил проект постановления ВЦИК об учреждении высшего судебного органа в Дагестанской республике под наименованием Главный суд Дагестанской Социалистической Советской Республики.

На 15 января 1925 г. в Главсуде работали 6 судей:  двое русских, тюрк, аварец, еврей, белорус. С высшим образованием - 3, средним - 1, низшим - 2, члены РКП(б) - 5, беспартийный - 1. Следователей - 3 (2 кумыка, 1 армянин). Технических работников - 22, обслуживающий персонал (конвоиры и т.п.) - 13.

Главсуд в письме в Дагкомитет РКП(б) от 17 января 1925г. на вопрос о том, как учитываются бытовые, религиозные, семейные отношения при разборе дел, сообщал: "Малосознательность привлекаемых к суду, их имущественное положение и неизжитые традиции религии и быта строго учитываются судебной и кассационной коллегиями, которые неуклонно проводят в жизнь общую политику рабоче-крестьянского Правительства. Есть тормозы в работе: несвоевременные выборы заседателей, их неграмотность и неопытность, неявка в суд свидетелей из других округов".

С принятием в 1937 году новой Конституции ДАССР Главный суд республики был переименован в Верховный суд ДАССР. Он вышел из ведения Наркомата юстиции и занял отдельное место в системе государственной власти. Верховный суд осуществлял контроль судебной деятельности народных судов, в НКЮ сосредоточились  функции судебного управления.

Дальнейшая история Верховного суда Дагестана в основных чертах совпадает с историей всей  судебной системы России, включая её советский период, в том числе и времена массовых внесудебных репрессий.
Длительное время Верховный суд ДАССР испытывал острый недостаток квалифицированных кадров. По состоянию на ноябрь 1949 года в Верховном суде работали 12 судей, из них с высшим образованием - 3, средним юридическим -2, с курсовой подготовкой - 5, без какой - либо подготовки - 2. Шесть судей имели неполное среднее либо низшее образование.

В пятидесятые годы это положение было исправлено. Постановлением Верховного Совета ДАССР от 18 апреля 1957 г. был избран новый состав Верховного суда, в котором высшее юридическое образование имели все судьи. Председателем Верховного суда ДАССР был тогда переизбран Пакалов Ахмед Гаджиевич (годы его работы 1955-1962). В последующем председателями Верховного суда республики работали Аливердиев Али Абутрабович (1962-1970 г.г.) и Омаров Авадзи Саидович (1970-1995 г.г.).

С апреля 1995 года Верховный суд Республики Дагестан возглавляет Магомедов Анвар Магомедалиевич.

 

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).