ПРАВО.ru
Репортаж
24 апреля 2014, 22:54

"Сейчас время нехороших!"

"Сейчас время нехороших!"
Фото пресс-службы МГНП

В Федеральной нотариальной палате сменилось руководство: вместо Марии Сазоновой президентом стал глава московских нотариусов Константин Корсик. Его сторонники хвалили нового начальника за умение лоббировать интересы нотариата среди законодателей, а оппоненты считали, что такой лоббизм, наоборот, противоречат корпоративным интересам нотариата.

Два дня потребовалось главам нотариальных палат, чтобы провести выборы президента ФНП. Вчера они в московском отеле "Бородино" на годовом отчетно-выборном собрании несколько часов спорили, нужно ли повременить с избранием руководителя. Поводом для этого стали попытки нескольких палат, в частности, Хакасии и Чувашии, оспорить в Конституционном суде РФ радикальные изменения в ст. 31 Основы законодательства о нотариате о выборах президента ФНП. Новеллы парламент партизански принял в декабре 2013 года через закон о регулировании секьюритизации финансовых активов. Если раньше у каждой нотариальной палаты на выборах руководства ФНП был один голос, то по новым правилам у каждой палаты столько голосов, сколько нотариусов в ней. Изменения сыграли на руку крупным палатам, в частности, московской (700 нотариусов из 7500 в России), а роль небольших палат уменьшилась. По мнению нотариусов из Хакасии, Чувашии и Ставрополя, новеллы ущемили их в правах, а самое главное – противоречат ст.5 Конституции, по которой все субъекты между собой равноправны (подробнее).

Один из кандидатов на пост президента Николай Кашурин (Ставрополь) вчера даже снялся с выборов, поскольку, по его мнению, их результаты будут нелегитимными. В результате осталось четыре кандидата: Константин Корсик (Московская городская нотариальная палата), Светлана Зылевич (Красноярск), Наталья Гончарова (президент волгоградской палаты) и ее земляк, "рядовой" нотариус Борис Борзенко. 

Однако голоса сторонников проведения выборов оказались все же весомее. Может быть, на участников собрания подействовали слова руководителя Департамента Минюста по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Сергея Погудина, который настаивал на том, что "обращение в суд не приостанавливает действие закона". Впрочем, сегодня Погудин попытался со сцены воздействовать на глав нотариальных палат вновь и выступал в поддержку Корсика. Он намекал на особую роль главы ФНП в принятии законов, касающихся нотариата, и, видимо, намекал на то, что лучше всего с задачей справится человек из столицы, так как "все федеральные законы принимаются в Москве". "Недостаточно одного желания принять закон, чтобы он был принят, необходимо согласовать его с разными ведомствами, порой которых он не устривает. Надо убедить два больших органа Думу и Совет Федерации. Там тоже много разных людей, к ним надо найти подход", – заявил Погудин. При этом, по его данным, успехи на этом направлении у Корсика уже есть. "[Он] приложил все-таки свою руку к ряду законов", – сказал представитель Минюста.

Выступления глав нотариальных палат делились на два вида: в поддержку Корсика и против него. Только Венера Браташова из Ульяновской области агитировала за Наталью Гончарову. Именно взаимодействие Корсика с законодательными органами стало главным доводом как у его сторонников, так и у оппонентов. Президент Нижегородской нотариальной палаты Кирилл Лазорин предложил выбирать главу ФНП, исходя из того, решение какой проблемы от него ждут. "Сегодня нотариат находится в точке пересечения экономических, корпоративных интересов различных групп влияния, которые выталкивают нотариат на обочину гражданских отношений. Они [кто именно не уточнил – авт.] спят и видят сокращение наших полномочий и функций, – говорил Лазорин, подчеркивая, что глава ФНП должен будет повернуть этот процесс вспять, и наибольший потенциал тут у Корсика. "Он уже не на словах, а на деле показал, что может лоббировать корпоративные интересы в законодательных, органах исполнительной власти и органах судебной власти. Он вхож в высокие столичные кабинеты, где принимаются решения о судьбе нашего нотариата", – привел аргументы Лазорин.

Валентина Грушицина из Саратовской нотариальной палаты с этим, видимо, была не согласна. "Мы долгое время вместе работали в правлении ФНП. Было много обещано в области законодательства, но результат таков, что, <…> на мой взгляд, по инициативе Константина Анатольевича или с его участием в последнее время были приняты ряд норм, которые противоречат корпоративным интересам нашего сообщества", – говорила Грушицина. Она вновь вспомнила новую редакцию ст.31 "Основ", которая, по ее мнению, "ставит в неравное условие членов ФНП в принятии решений". 

Коллегу поддерживала глава нотариальной палаты Хакасии Зинаида Бусыгина, которая говорила, что у нее "особое мнение по поводу личных качеств Константина Анатольевича". "Закон, который принят с его помощью и помощью Минюста, разделил нас на крупные и мелкие палаты, – возмущалась она. – [Поправки в ст.31 Основ] были изданы под Константина Анатольевича, но никак не предусматривая наших интересов. Если бы [Корсик] столько лет [работая] в ФНП оказывал помощь не только себе самому, но и другим нотариусам, это было бы здорово".

С неожиданно компромиссной речью выступил нотариус из Нефтеюганска Константин Осматескул. "Справедливо, наверное, предъявляли претензии Корсику по различным вопросам. Он не белый и пушистый. К сожалению, реальность такова, что белые и пушистые в нашей стране ничего сделать не могут, – эмоционально говорил он. – Говорят он такой плохой. Да, плохой. А сейчас хорошие ничего не могут делать. Сейчас время нехороших! Мы ж за него не замуж собираемся, а [решаем] сможет ли решить наши проблемы или нет". Осматескул призвал всех голосовать за Корсика под смех и аплодисменты коллег, и вскоре все отправились голосовать.

Спустя несколько часов выяснилось, что победу на выборах одержал Корсик – за него отдано 4920 голосов. За Борзенко – 64, за Гончарову – 1536, а против всех – 158.

***

Партнер юрфирмы "Юст" Александр Боломатов считает, что КС не поддержит нотариусов, обжаловавших новую редакцию ст.31 "Основ". "Мне кажется, что положение закона будет сохранено. КС не отменит его, – рассуждает он. – Думаю, что цель ФНП представительство нотариусов как самостоятельных фигур. Именно представительство нотариусов и защита их субъектов – цель закона. Следовательно, нет особой разницы, в какой палате состоит нотариус". По его словам, по сути тут, конечно, имеется противоречие с целями федерализма, однако, в Россия имеет существенное стремление в строну унитарного государства, а нотариат, во многом, искусственно отнесен к совместному ведению федерации и субъектов, по сути, это унитарных институт. 

С тем, что шансов на успех в КС у нотариусов мало соглашается партнер юрфирмы "Некторов, Савельев и партнеры" Сергей Савельев. Однако он настаивает, что никакого нарушения принципа федерализма в новых правилах выборов нет: это просто другая система голосования – "взвешенная". "Законодатель может установить в том числе и взвешенное голосование. Это не будет противоречить принципу федерализма", – говорит он.