ПРАВО.ru
Репортаж
8 декабря 2014, 15:19

Кассация не поддержала "олимпийскую систему"

Кассация не поддержала "олимпийскую систему"

Росрыболовство, перепоручив распределение квот на вылов рыбы у берегов Марокко ассоциации рыбопромышленников, обрекло себя на долгие судебные разбирательства. Ведомство доказывает, что не могло сделать это само, его оппоненты из бизнеса и антимонопольной службы настаивают, что должно было, а одни и те же суды занимают противоречащие друг другу позиции. Первое дело, дошедшее до кассации, завершилось не в пользу чиновников.

Почти два года прошло с того момента, как начался конфликт Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) с ОАО "Мурманский траловый флот" (МТФ), крупнейшим в стране рыбопромышленным предприятием. Отправной точкой для него стало 14 февраля 2013-го, когда правительства России и Марокко подписали соглашение о сотрудничестве в области морского рыболовства на четыре года. Согласно этому документу российские суда получили возможность вести промысел мелких пелагических видов рыб (сардина, сардинелла, скумбрия, ставрида, анчоус) в атлантической части исключительной экономической зоны Марокко. В соглашении была также установлена разрешенная квота вылова на 2013 год: 100 000 т, а кроме того, оговорено, что одновременно промысел могут вести только 10 российских судов.

Функциями по распределению этой квоты Росрыболовство решило наделить компании, входящие в Ассоциацию отечественных рыбопромышленников (АОР), ведущих промысел у западного побережья Африки. И уже на следующий день после подписания российско-марокканского соглашения члены АОР на общем собрании распределили свои доли на весь срок действия соглашения в процентном соотношении.

Однако МТФ остался недоволен. Он получил 20 % квоты, тогда как раньше, в период с 2003 по 2012 год, его доля на вылов в атлантических водах Марокко превышала 40 %. И рыбопромышленная компания обратилась в Федеральную антимонопольную службу, которая 17 февраля 2014 года признала Росрыболовство нарушившим ч. 3 ст. 15 закона о защите конкуренции [Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти]. По мнению антимонопольщиков, эта госструктура не имела права наделять ассоциацию частных копаний функциями органа исполнительной власти, а должен был распределять доли сам по "историческому принципу", учитывая объемы улова теми или иными рыбопромышленниками за 9-летний период, в соответствии со ст. 31 закона о рыболовстве и п. 2 постановления правительства от 12 августа 2008 года № 604.

Еще до решения ФАС, в январе 2014 года, МТФ обратился в Арбитражный суд Москвы с иском к Росрыболовству (№ А40-5585/2014). Компания требовала признать незаконным бездействие ведомства, а именно игнорирование ее поданной в сентябре 2013 года заявки на выделение компании 40-процентной доли в марокканской зоне на основании 604-го постановления. И, соответственно, обязать Росрыболовство сделать это.

Ведомство, в свою очередь, настаивало в суде на том, что МТФ основывается на "подмене понятий "квоты". По мнению Росрыболовства, 604-е постановление не может применяться в марокканском случае, так как в этом документе о квоте говорится как о "части общего допустимого улова водных биологических ресурсов", то есть о научно обоснованной величине годового вылова в определенных районах. Марокканское же соглашение, как считает госорган, не регулирует вопросы совместного управления запасами, а просто определяет условия осуществления российскими судами рыбопромысловой деятельности в своей экономической зоне.

Однако судья Светлана Ласкина с доводами Росрыболовства не согласилась и иск МТФ удовлетворила полностью, обязав госорган рассмотреть заявку компании. В своем решении от 29 мая судья отдельно указала, что марокканское соглашение не препятствует применению порядка, установленного постановлением № 604. Но апелляционная коллегия 9-го апелляционного арбитражного суда (Людмила Яковлева, Жанна Поташова и Дмитрий Лепихин) с Ласкиной не согласилась. Коллегия поддержала позицию Росрыболовства и в иске МТФ отказала (подробнее>>).

Параллельно шел и другой процесс. В марте и апреле 2014 года ООО "ТРАНСКО", одна из компаний, которых раздел квот по рецепту АОР удовлетворил, и Росрыболовство подали жалобы на действия антимонопольщиков (№ А40-59471/2014). И 30 мая 2014-го судья АСГМ Екатерина Аксенова признала решение ФАС недействительным. Она согласилась с аргументами Росрыболовства о том, что 604-е постановление не может применяться в "марокканском" случае. Однако коллегия (Ирина Бекетова, Владимир Свиридов и Эдуард Якутов) ее не поддержала: судьи решение АСГМ отменили и приняли прямо противоположное (подробнее>>).

Первым делом, которое дошло до кассации, было дело по иску МТФ к Росрыболовству об обязании последнего рассмотреть заявку компании в соответствии с 604-м постановлением. Заседание в АС Московского округа по этому делу состоялось в минувшую пятницу, 5 декабря.

– Считаем, что нужно оставить в силе решение суда первой инстанции, удовлетворившее наши требования, а постановление апелляции отменить, – начал свое выступление представитель МТФ Олег Буйко из адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры". – "Мурманский траловый флот" исторически вылавливал в зоне Марокко существенный объем водных ресурсов. Наша доля составляла не менее 40 % от общего вылова! В 2013 году мы отправили заявку в Росрыболовство по, так скажем, "обычной" форме. Она осталась без рассмотрения. В итоге сейчас мы ничего не ловим!

– Как происходило распределение квот? – поинтересовалась у Буйко председательствующий судья Ольга Дудкина.

– Ассоциация на основании своей внутренней позиции решала, у какого из членов ассоциации сколько будет…

– А вообще где-нибудь этот порядок распределения квот установлен? – спрашивала судья.

– В международном договоре – нет, но есть внутренний порядок в соответствии с 604-м постановлением…

– А почему тогда вот эта ваша организация, ассоциация, изменила этот порядок? Чем это предусмотрено? – удивилась судья.

– В том-то и дело, что ничем. Поэтому антимонопольный орган и возбудил производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Росрыболовства.

Дальше слово взял оппонент Буйко, замначальника Управления правового обеспечения Росрыболовства Дмитрий Пахомов. Он сразу повторил суду свой довод о том, что позиция МТФ основана исключительно на подмене понятий и сходности слов "квота".

– У нас в законодательстве под квотой понимается объем конкретного ресурса, а по марокканскому соглашению нам просто дано 100 000 т, – эмоционально объяснял Пахомов. – Поэтому Марокко в своей исключительной экономической зоне установило так называемую "олимпийскую систему": кто больше успеет наловить до момента, когда эти 100 000 т закончатся. И поэтому они даже квоту не выдают, а выдают лицензию на судно в зависимости от типажа судна. Это не открытые районы, это полная юрисдикция королевства Марокко! Мы фактически не можем рассмотреть эту заявку!

После этого кассационная коллегия ненадолго удалилась в совещательную комнату. Ее решение в итоге было таким: постановление апелляции отменить, а решение АСГМ, удовлетворившее требование МТФ, оставить в силе.

Между тем сейчас функции по распределение квот в зоне Марокко на 2014 год Росрыболовство передало ФГУП "Нацрыбресурс". Однако и эти действия ведомства ФАС признала в сентябре этого года незаконными, увидев в них "дискриминационные условия". Росрыболовство намерено обжаловать и это решение антимонопольщиков.