ПРАВО.ru
Репортаж
10 декабря 2014, 0:29

Открытость ВС не помогла севастопольскому судье в деле против ВККС

Открытость ВС не помогла севастопольскому судье в деле против ВККС

Верховный суд отклонил жалобу Олега Кучерука, который претендовал на пост в Севастопольском горсуде, но рекомендации от ВККС не получил. Во время процесса у него была возможность прокомментировать почти все бумаги, которые есть в деле: и претензии из-за восстановления на работе прокурора-коррупционера, и сестру без паспорта, и брата в Киеве, и качество отправления правосудия. Но главный козырь квалифколлегии – конфиденциальная "негативная характеристика личности" – так и осталась для него неведомой.

В начале сегодняшнего судебного заседания Кучерук, судья Апелляционного административного суда Севастополя, передал представителю ВККС Светлане Филипчик свое фантастическое произведение "Исповедь из будущего", где можно прочитать о Большом адронном коллайдере, календаре майя и эволюции цивилизации. "Это в дополнение к моей положительной личностной характеристике", – сказал он. Филипчик, в свою очередь, передала Кучеруку письменное возражение квалифколлегии на его жалобу. По ее словам, этот документ уже направлялся по почте, но до адресата не дошел.

Кучерук попросил суд дать ему время ознакомиться с содержанием возражения, и Алла Назарова объявила 10-минутный перерыв.

После его окончания Кучерук эмоционально прокомментировал позицию ВККС, заявив, что отказ в рекомендации на должность ничем не мотивирован и противоречит требованиям закона. Особенно заявитель упирал на то, что коллегии стали известны "конфиденциальные сведения из госорганов, негативно характеризующие претендента". Он возмущался, что коллегия не предоставила ему возможности ознакомиться с этими сведениями, при том, что они "напрямую затрагивают его права".

Судья Назарова, изучив материалы дела, нашла в них бумагу из севастопольской прокуратуры от 15 сентября этого года.

– Вы сейчас хотите ознакомиться с этим заключением? – спросила она у Кучерука.

Тот с воодушевлением согласился, и Назарова объявила еще один перерыв, уже на полчаса.

– Вот вам вообще все ваше дело, – с этими словами она удалилась из зала.

После просмотра материалов Кучерук заметно успокоился, и когда перерыв закончился, начал по очереди разбирать претензии. Первая касалась истории с бывшей сотрудницей прокуратуры Севастополя по фамилии Зубченко, которая случилась еще до отторжения Крыма от Украины.

– Ее уволили и на следующий день после увольнения объявили взыскание "за коррупцию". Я восстановил ее на работе, а прокурор города расценил это решение как личную обиду и обратился в Высший совет юстиции со словами "этот судья будет уволен". Высшая рада отказала в открытии на меня дисциплинарного производства, а вот мое решение потом отменила вышестоящая инстанция, – рассказывал суду кандидат.

– А сам факт коррупции Зубченко был? – заинтересованно спросила Назарова.

– Факт – был, – согласился Кучерук. – Но есть законная процедура увольнения, и ее нарушать нельзя.

Из материалов своего дела Кучерук также узнал, что на "отказном" решение коллегии сказался и "родственный фактор". В документах был отражен факт привлечения его сестры к административной ответственности за нарушение режима регистрации, так как она непродолжительное время проживала без паспорта. Сам судья сказал, что не утаивал эту информацию от ВККС – он просто об этом не знал.

Затем Кучерук вспомнил, что члены квалифколлегии интересовались, где работает и проживает его брат. Судья, по его словам, честно ответил, что в Киеве, преподает экономику в Европейском университете, а вечерами "таксует", потому что таким способом "больше заработает, чем преподаванием".

– Возможно, на решение коллегии повлияло то, что мы сейчас с Европой находимся в напряженных отношениях… – перебирал Кучерук варианты, по которым квалифколлегия могла отказать ему в рекомендации. – Но мой брат, как и я, загранпаспорта не имеет, нас с Европой ничего не связывает.

А судья Назарова на это заявила, что подобные вопросы означают только стремление коллегии выяснить про кандидата максимум подробностей.

– Но разве можно делить нас на русских и украинцев?! – потрясенно воскликнул Кучерук.

Назарова сухо ответила, что в паспорте граждан России больше нет графы "национальность" и что она сожалеет, что мысли о такой дискриминации вообще приходят кандидату в голову. Тот отозвался, что не думал бы так, будь решение квалифколлегии мотивированным.

Нашлись у ВККС замечания и к качеству отправления правосудия Кучеруком (конкретные цифры на заседании не приводились. – "Право.Ru"). Судья пояснил, что в 2012-2013 году суд испытывал большую нагрузку и лично он рассматривал в день по 10 разнообразных дел, "работал без выходных и праздников".

– Я вас понимаю, сама судья, – вздохнула в ответ Назарова, а когда возможность выступить предоставили Филипчик, то она заявила, что при принятии решения члены ВККС учли все известные им факты о кандидате – более чем 18-летний судейский стаж, качество рассмотрения дел, места работы и проживания родственников, а также полученную из правоохранительных органов конфиденциальную "негативную характеристику личности" (в материалах дела, которые Назарова передала Кучеруку, последнего документа не было. – "Право.Ru"). В результате, по ее словам, было единогласно решено отказать Кучеруку в рекомендации. И теперь Филипчик просила оставить это решение без изменения.

– Во время заседания коллегии кандидат имел возможность ознакомиться с конфиденциальными сведениями о его личности? – уточнила Назарова.

Филипчик ответила, что такая возможность у него была, и тут Кучерук не выдержал.

– До начала заседания я заявлял соответствующее ходатайство, и мне сказали, что информации о порочащих меня сведениях в деле нет! И секретаря коллегии я спрашивал! Она сказала, что никаких новых данных обо мне не появилось! И на самом заседании мне таких вопросов не задавали! Что это за "конфиденциальные сведения", скажите мне?!

От прямого ответа на последний вопрос Филипчик уклонилась, участвовать в прениях стороны не стали, а в итоге Верховный суд оставил решение ВККС без изменения.