ПРАВО.ru
Репортаж
18 февраля 2015, 3:09

"Сделал шахматы, поймал голубя. Могу принести больше пользы стране"

"Сделал шахматы, поймал голубя. Могу принести больше пользы стране"
Фото с сайта www.kp.ru

Мосгорсуд не внял доводам прокуроров, требовавших реального срока для Алексея Навального по делу "Ив Роше". Впрочем, удовлетворения не увидела и апелляционная жалоба стороны защиты, в которой адвокаты просили полного оправдания. Решение первой инстанции, однако, подкорректировали. Навальный-старший лишился штрафа в 500 000 руб., в отношении его брата наказание осталось прежним – реальный срок в 3,5 года.

"С февраля смотрите сериал "Братья Навальные на скамье подсудимых"", – написал оппозиционер Алексей Навальный 15 ноября 2013 года. В тот день он получил официальное уведомление Следственного комитета об окончании расследования по так называемому делу "Ив Роше" в отношении его самого и его брата Олега. По версии следствия, Алексей Навальный создал компанию – "Главное подписное агентство", не чтобы вести предпринимательскую деятельность, а "с целью совершения преступления". Далее он с братом, руководившим департаментом внутренних почтовых отправлений "Почты России" с 2008 по 2013 год похитили 30 млн руб. у компании "Ив Роше Восток" и ООО "Многопрофильная процессинговая компания", утверждали следователи. По их данным, средства были легализованы путем перечисления по фиктивным основаниям на подконтрольное семье Навальных ООО "Кобяковская фабрика по лозоплетению".

11 апреля 2014 года дело "Ив Роше" направили в Замоскворецкий районный суд, а 28 апреля его вернули следователям обратно из-за процессуальных нарушений – неправильно было оформлено обвинительное заключение. 14 августа судья Елена Коробченко начала рассматривать дело 1-2/2015 (1-366/2014) по существу. 30 декабря 2014 года Коробченко приговорила Олега Навального к трем с половиной годам лишения свободы, Алексея Навального – к аналогичному сроку условно, а также взыскала с них по 500 000 руб. штрафа. До вступления приговора в силу Олег Навальный должен был находиться в следственном изоляторе, а Алексей – под домашним арестом (условия которого он порой нарушал).

Приговором Замоскворецкого райсуда остались недовольны и прокуратура, и подсудимые. Жалобы оказались в Мосгорсуде, рассмотрели их сегодня, 17 февраля. Делом Навальных, получившим № 10-1390/2015, занялась коллегия в составе Екатерины Фисенко, Ольги Неделиной и Юсупа Заурбекова. Адвокат Олега Навального Кирилл Полозов ходатайствовал о вызове для допроса свидетелей, которых не допрашивали в первой инстанции (суд не оказал содействия в их приводе). Прокуроры были против. Они заявили, что суд первой инстанции предпринял исчерпывающие меры, и добавили: есть сведения о нахождении свидетелей за пределами России. Судьи отклонили ходатайство как заявленное преждевременно – до начала следствия.

Потерпевшие – представители "Ив Роше" и "Национальной процессинговой компании" – так и не явились. Коллегия захотела узнать, не возражают ли стороны против рассмотрения жалобы в их отсутствие. Никто не протестовал. "Там такие потерпевшие…" – презрительно сказал Алексей Навальный. На этой стадии пришлось объявить 10-минутный перерыв, чтобы прокуратура ознакомилась с дополнениями защитников. "Просто потеряли апелляционную жалобу, " – объяснил Навальный жене, сидевшей на местах для прессы.

Судья Фисенко огласила апелляционное представление прокуратуры и апелляционные жалобы сторон. Обвинители настаивали на переквалификации обвинения на ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество). "Навальный совершил классическое мошенничество, а не [мошенничество] в сфере предпринимательской деятельности", – утверждала прокурор Надежда Игнатова. Сторона обвинения заявила о чрезмерной мягкости приговора и потребовала ужесточить наказание. Для Олега Навального прокуратура запросила восемь лет строгого режима с ограничением свободы на два года, а для Алексея Навального – 10 лет лишения свободы в колонии общего режима с ограничением свободы так же в два года.

Сторона Навальных отрицала и событие, и состав преступления. По существу спора адвокат Полозов заявил, что выводы следователей о фиктивном характере работы "Главного подписного агентства", предоставлявшего услуги перевозки и сортировки почты для "Ив Роше", безосновательны. "Единственная проблема "Ив Роше" была в том, чтобы найти надлежащего перевозчика, именно ее я решил", – комментировал потом Олег Навальный в ходе прений. Его адвокат недоумевал, как можно было сделать вывод, что сотрудничество было экономически необоснованно. Алексей Навальный в прениях сослался на показания административно-финансового директора "Ив Роше Восток" Кристиана Мельника, который заявлял об отсутствии ущерба из-за действий "Главного подписного агентства".

Нашлись претензии и к процессуальным моментам. В апелляционной жалобе говорилось, что решение незаконно, несправедливо и вынесено с многочисленными нарушениями. Например, в приговоре суд сослался на доказательства, которые не были исследованы и оглашены в ходе судебного заседания, что является основанием для отмены, считали адвокаты обвиняемых. Суд допустил и другие нарушения, говорил адвокат Полозов. Так, п. 1.1 ст. 108 УПК запрещает содержать под стражей подозреваемых или обвиняемых в преступлениях в связи с предпринимательской деятельностью, но именно это было сделано в отношении его подзащитного. "В протоколе не отражено то, на что ссылаются в приговоре, – говорила адвокат Алексея Навального Ольга Михайлова. По ее словам, суд попросту скопировал обвинительное заключение. Не нравилось адвокатам и изложение фактов в приговоре. "Неясно, какие доказательства к какому составу мошенничества относятся", – был недоволен Полозов. Защита Навальных потребовала решение суда первой инстанции отменить и вынести оправдательный приговор.

Прокуратура заявила ходатайство – исследовать отдельные документы из материалов дела, чтобы проверить доводы защиты и обвинения. Речь зашла о нескольких десятках листов из более чем 100 томов дела. И обвиняемые, и их адвокаты возмутились, почему такое количество доказательств не изучали в основном процессе. Адвокаты Алексея Навального попросили время, чтобы ознакомиться с материалами дела. Михайлова пояснила, что у их стороны были ходатайства об исключении некоторых доказательств, которые могли быть среди названных. Адвокаты просили два-три дня, но судьи предоставили лишь полчаса. "Этого достаточно, чтобы не затягивать процесс", – прокомментировала судья Фисенко.

После перерыва судьи оглашали выбранные материалы дела в течение полутора часов. Среди них были учредительные документы "Главного подписного агентства" и трудовые документы его сотрудников, почтовые отправления, платежные поручения и товарно-транспортные накладные "Ив Роше Восток", электронная переписка и договоры фигурантов дела. Затем сторона Навальных вновь ходатайствовала о вызове свидетелей, но судьи отказали, сославшись на отсутствие оснований.

""Ив Роше Восток" и "Национальная процессинговая компания" заключили заведомо невыгодные договоры с "Главным подписным агентством", вина установлена и подтверждается совокупностью доказательств", – говорила прокурор Игнатова в ходе судебных прений. Навальные и их защитники так не считали. Адвокат его брата, Михайлова, выступила кратко. "Единственное справедливое решение – оправдательный приговор", – утверждала она.

В своем последнем слове Алексей Навальный потребовал немедленно освободить своего брата. "Он взят в заложники для того, чтобы я остановил свою политическую деятельность, другой причины нет", – заявил он. Последнее слово Олега Навального, который присутствовал по видеосвязи, было чуть менее серьезным. "Мне здесь порядком надоело", – начал он. А затем обратился к суду, напомнив, что почти два года находился под следствием. "Самое веселое, что я здесь [в СИЗО] сделал, – самодельные шахматы. И с утра поймал голубя. Я могу больше пользы принести стране", – рассказал Навальный-младший, а затем попросил суд решение первой инстанции отменить.

Выслушав стороны, суд слегка изменил решение Замоскворецкого районного суда. Апелляционное представление прокуратуры осталось без удовлетворения. Алексей Навальный сэкономит 500 000 руб. – решение поменяли в части штрафа, но оставили в силе срок наказания – три с половиной года условно. Кроме того, с него сняли домашний арест и подписку о невыезде. Наказания Олегу Навальному – аналогичный срок в колонии общего режима и такой же штраф – сохранены.

После заседания Алексей Навальный и его адвокаты заявили журналистам, что обжаловать апелляционное определение Мосгорсуда будут и в кассации, и в надзоре, и в ЕСПЧ. "Там [в Страсбургском суде] уже зарегистрирована жалоба по делу "Ив Роше"", – сказала адвокат Михайлова.