ПРАВО.ru
Репортаж
21 мая 2015, 18:10

Мария Максакова не смогла защитить свою честь от "Известий"

Мария Максакова не смогла защитить свою честь от "Известий"
Фото с сайта www.kommersant.ru

В прошлом году "Известия" рассказали об уголовном деле о мошенничестве и о вмешательстве депутата Госдумы от фракции "Единая Россия" Марии Максаковой в ход следствия. Под подозрение в хищении 50 млн рублей из бюджета Минспорта попал глава PR-компании, брат депутата Максаковой. Издание писало, что оперная дива забросала следственные органы, как своими запросами, так и через коллег по нижней палате. Парламентарию публикация не понравилась, и она пошла в суд с требованием удалить статью и выплатить ей компенсацию морального вреда.

В июле прошлого года на официальном сайте газеты "Известия" была опубликована статья журналиста Анастасии Кашеваровой под заголовком "Депутат Максакова давит на следствие по делу брата". В материале рассказывалось об уголовном деле Максима Максакова, брате оперной певицы, а по совместительству депутата Госдумы шестого созыва от партии "Единая Россия" Марии Максаковой-Игенбергс.

Как сообщало издание, по версии правоохранителей, Максаков, как гендиректор компании "ПР+Спорт", похитил из бюджета около 50 млн руб. А проделал он это якобы так: заключал крупные госконтракты с Минспортом на информподдержку ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы", но вместо того, чтобы тратить их на оплату авторских текстов, подбирал в газетах уже опубликованные материалы и выдавал за новые.

Осенью 2013 года, Максакова и учредителя компании Василия Колодного задержали сотрудники ГУЭБиПК МВД России. Обоим инкриминировали мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК – до 10 лет лишения свободы). Следователи считают, что через ООО "ПР+Спорт" и ряд других коммерческих структур Максаков и Колодный похитили у Минспорта около 259 млн руб.

С тех пор Тверским районным судом обвиняемым неоднократно продлевался срок заключения под стражу, а в ноябре прошлого года, Максакову Мосгорсуд ее заменил на домашний арест. Такое же решение было и в отношении Колодного, в январе этого года.

В своем материала Кашеварова, рассказав о перипетиях дела, написала, что некие источники в правоохранительных органах и Госдуме сообщают об активном участии высокопоставленной родственницы в деле брата. По мнению собеседников, Максакова якобы через своих коллег-депутатов направляет депутатские запросы в силовые ведомства, а также личными звонками и визитами вмешивается в ход расследования. По той же полученной информации, депутат Госдумы Иосиф Кобзон якобы с подачи коллеги направлял запрос в Генпрокуратуру с просьбой вмешаться в следственные действия МВД. По мнению Дмитрия Абзалова, президента центра стратегических коммуникаций, и Александра Дегтярева, главы комиссии Госдумы по депутатской этике, действия Максаковой тем самым препятствуют независимому следствию и тормозят расследование уголовного дела.

В ответ на публикацию в июле прошлого года Максакова подала к газете и Кашеваровой иск о защите чести и достоинства в Тверской райсуд Москвы (дело № 2-5314/2014). Впоследствии дело было передано по подсудности в Савеловский райсуд (дело № 2-492/2015), а ответчик – ОАО "Известия" – был заменен на издателя газеты – ООО "Айньюс". Максакова требовала обязать "Айньюс" удалить статью, опровергнуть сведения, включая публикацию текста судебного решения, а также солидарно взыскать с издателя и автора 1 млн руб. в качестве компенсации морального вреда (подробнее>>).

На первом заседании по делу, 20 января, судом был направлен запрос в ГСУ МВД о том, поступали ли в ведомство обращения от Максаковой. К заседанию 19 мая ответ был получен. Во вторник первым делом судья Борис Удов передал письмо сторонам на ознакомление – ни о каких запросах депутата в отношении брата там не говорилось. Зато шла речь о неком лице, который, по данным управления, обращался в комиссию по вопросам депутатской этики относительно Максаковой.

– Вам известно, что в комиссию обращались? – спросил Удов у адвоката Алексея Шевченко, который представлял истицу. 

– Мне не известно, – нехотя проговорил адвокат.

Свои предположения по этому ответу из ГСУ сообщила Елизавета Худякова, руководитель юридического отдела медиахолдинга. Она также представляла интересы Кашеваровой, которая сама на заседания не являлась.

– Я думаю, это некий гражданин, который представляет интересы потерпевшего по уголовному делу Максакова, – пояснила она. – Вы также сейчас ознакомились с письмом, – обратилась она к Шевченко. – Как вы это прокомментируете? – внимательно посмотрела она на оппонента.

– В статье это лицо не упоминается и отношения к этому делу не имеет, – подметил Шевченко.

– Это подтверждает, что обращение в комиссии по этике было, – уже с места заявила Худякова.

На это Удов напомнил, что запрос в Госдуму на сей счет отправлялся еще в январе. А с ответом стороны ознакомились в апреле с письменным ответом, и там комиссия отрицала обращение лиц из правоохранительных органов, сообщавших о незаконном использовании Максаковой статуса депутата.

– Мы все понимаем, почему прислали такой ответ, – уверенно сказала Худякова, но пояснять, что она имеет в виду, не стала.

Впрочем, по мнению Шевченко, разбираться нужно не с этим. Он заявил суду, что, пока идет процесс, с сайта "Известий" спорный материал удалили и теперь содержание статьи можно оценить лишь в печатном виде, что ранее приобщалось к материалам дела. Еще он сообщил о многочисленных СМИ, где перепечатывалась информация и указывался первоисточник – "Известия" с ссылкой. Шевченко пояснил, что цель тем самым, с одной стороны, достигнута и статью удалили, но Максакова все же от своих требований не отказывается.

– Компенсация 1 млн руб. необходима не для получения денег, а для возложения ответственности на СМИ, – обратился он к Удову, а затем добавил: – Максакова формально просит эти деньги.

– Максакова считает, что статья может появиться снова и даже в эту секунду, – спустя паузу заявил он.

– А что с уголовным делом брата, какая стадия? – обратился к нему Удов.

На это адвокат ответить не смог и вновь вернулся к обоснованию требований. Сведения, указанные ответчиком в публикации, по мнению Шевченко, являются недостоверными, а утверждения автора о подобных действиях Максаковой порочат ее честь и достоинство. Адвокат считает, что в статье говорится о нарушении истицей действующего законодательства, прежде всего как депутата Госдумы. Удову он продемонстрировал федеральный закон о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата, а также федеральный закон о парламентском контроле, в которых, как потом пояснил, говорится о прямом запрете депутата вмешиваться в деятельность правоохранительных органов.

Худякова заявила, что в статье нет информации о преступных действиях депутата.

– Максакова переживает за брата и в этом нет ничего плохого, – прокомментировала она.

Кроме того, Худякова отметила, что факт распространения порочащих сведений и их негативный характер истцом не доказан. Еще она пояснила, что весь материал Кашеваровой строился на основе журналистского расследования, где использовалось также мнение экспертов.

Но Шевченко считал по-другому: "В статье нет указаний на источник и много анонимных лиц. Нет мнений и суждений, сплошь утверждения!" – говорил он.

На этом Удов удалился в совещательную комнату, а вернувшись, отказал в иске Максаковой.

– Мы сначала посмотрим решение, а потом уже будем говорить об обжаловании, – сообщил в коридоре суда Шевченко для "Право.Ru"

Примечательно, что СКР в настоящее время расследует уголовное дело в отношение мужа Максаковой, депутата фракции КПРФ Дениса Вороненкова, которого обвиняют в хищении здания в центре Москвы на сумму в 127 млн руб. (подробнее>>).