ПРАВО.ru
Репортаж
28 мая 2015, 20:30

Юрфорум: уникальный правовой режим, болезнь второго чтения и псевдосоциальные интересы

Юрфорум: уникальный правовой режим, болезнь второго чтения и псевдосоциальные интересы

В V международном юрфоруме, который сейчас проходит в Петербурге, принял участие и издательский дом "Коммерсантъ". Вчера, 27 мая, он провел деловой завтрак в Сером зале Главного штаба Эрмитажа. Когда модератор мероприятия, генеральный продюсер Kommersant FM Анатолий Кузичев озвучил тему завтрака – "Правовые стратегии в период турбулентности" – она сразу же стала предметом доброжелательных шуток участников беседы. Но при обсуждении остальных вопросов – думской "болезни второго чтения", рецепции Россией международных правовых норм, смелости судов, правовой конкуренции стран мира – спикеры были серьезны.

Замминистра юстиции РФ, статс-секретарь Юрий Любимов, которому первым дали слово, пошутил, что сам из-за турбулентности летать боится, а на форум приехал поездом. Дальше он продолжал уже серьезно, отметив несколько тревожных трендов. Во-первых, по его наблюдениям, в последние годы у многих отраслевых руководителей возникает соблазн попытаться, не ремонтируя всю правовую систему, создать "некий идеальный уникальный правовой режим" – например, особые экономические зоны. "Сам факт их создания – это признание того, что базовая правовая система работает плохо, и мы должны создать анклавы, где все работает хорошо", сказал замминистра. Аналогий, по его мнению, много – к ним можно отнести и создание индивидуального правового режима для Дальнего Востока, и специальные правила для Сочи и Крыма, и расширение Москвы, и отведение территорий под Сколково, и создание системы МФЦ…

– Это похоже на ремонт дачи, когда вы внезапно все бросаете и решаете жить на веранде, предварительно сделав там косметический ремонт, – иронизировал Любимов.

Еще одной проблемой он назвал "болезнь второго чтения" – частые поправки к законопроектам на этой стадии, а третьей – наличие в законодательстве "постоянной защиты неких псевдосоциальных интересов", которые на самом деле никого не защищают, а только создают дополнительные накладки в реализации законов. "Нашей стране-пассажиру надо пересесть с самолета на поезд, который идет по расписанию и не быстрее, чем требуется", – с улыбкой предложил Любимов путь решения.

– Зато когда самолет в пике, его не трясет, – парировал Кузичев.

Судья Конституцинного суда РФ Гадис Гаджиев считал, что двигать экономику вперед – удел юристов, а в текущих условиях необходимо реципировать правовые нормы, как наша страна уже и поступила в период кризиса 2008 года. "Тогда образцом был, конечно, Евросоюз", – сказал он, заметив, что правоприменительная практика важнее нормы закона. Что касается судов, то Гаджиев считал смелость главной их сегодняшней нуждой:

– Знаний хватает, не хватает смелости. Судьям не надо бояться своих полномочий, – говорил он.

Заместитель председателя Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Евгений Суханов сходился с Любимовым во взглядах на создание территорий опережающего развития, МФЦ и других правительственных инициатив. Что до турбулентности, то она, по выражению Суханова, является "нашим обычным состоянием", а стратегия борьбы с ней – это последовательное совершенствование базового гражданского законодательства. Те изменения, которые происходят в нем сегодня, положительно оценила с точки зрения влияния на российский бизнес Оксана Балаян, управляющий партнер Hogan Lovells CIS. А стратегии, по ее словам, хороши любые – главное, периодически проверять результаты их применения.

Говорил про "постоянную турбулентность в России" и Виталий Монкевич, президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей. "Нас и в дружбе мотает из стороны в сторону – сначала дружили с Америкой и Европой, теперь говорим то же самое про Китай… А нам надо заниматься своим развитием", – сказал он.

Того же мнения придерживался и директор по правовым вопросам компании "РТ-Инвест Транспортные системы" Михаил Попов.

– Путь у нас один – развитие собственной правовой системы, – сказал он и напомнил, что уже с 1 июня вступят в силу изменения ГК в части обязательственного права, и наши суды "наберутся смелости и начнут создавать правоприменение в этой области". А турбулентность, по его словам, нужно отличать от "флаттера" – состояния, проявляющегося, когда самолет достигает критической скорости. "Нам всем нужно чуть-чуть ускориться, а дальше полет станет стабильным", – резюмировал он.

После приветственных слов собравшиеся приступили к дискуссии о конкурентоспособности российской юрисдикции. Тут мнения участников разделились. Любимов считал, что при нынешней конкуренции стран мира России нужно предпринимать смелые шаги в праве, иначе сделки бизнеса "легко уйдут в другую юрисдикцию". С ним согласилась и Балаян, отметив, что сегодня Россия приобрела "разворот на Азию".

Суханов же видел недостаток российского права в принятии "сиюминутных законов" – так, по его словам, существует много актов, устанавливающих порядок изъятия земель у граждан и зачастую они не соответствуют правилам общего земельного законодательства.

– Мы же в Конституции и в ГК прописали неприкосновенность частной собственности! Пора уже успокоиться и не трогать частного владельца! – возмущался он.

– А "мы" – это кто? – поинтересовался Кузичев.

– Вопрос непростой, – улыбнулся Суханов и ответил, что формально под этим местоимением подразумевал законодателя, но видит, какое в Госдуме существует колоссальное лобби и как сложно сегодня в стране принимать законы.

Тут за стол сел немного опоздавший к началу завтрака Константин Олефир, глава юридического департамента ФК "Открытие". Он считал, что сегодня нужно с толком использовать все возможности, которые может предоставить текущая экономическая ситуация. А судья Гаджиев напомнил, что в этом году Россия председательствует в БРИКС, чьи страны еще сохранили настоящий суверенитет, и на этой основе нам нужно продолжать искать с ними общие пути развития. Коллегу поддержал Суханов – по его словам, Россия и ряд стран СНГ имеют сходную правовую базу, и это может помочь в сотрудничестве. Да и Китай, как он выразился, не является для нас terra incognita, поскольку в основе его юрисдикции лежит германская система права.

– Мы двуглавый орел, куда же мы без Азии? Только, оформляя эти правовые связи, нужно обойтись без крена, – заключил он, а Монкевич дополнил его слова напоминанием о разнице в русском и азиатском подходах к бизнесу, что может усложнить задачу.

Любимов же, наоборот, полагал, что не следует смешивать политическое и экономическое сотрудничество с правовой конкуренцией, потому что сегодня и страны БРИКС, и страны бывшего СНГ претендуют на те же инвестиции и экономику, что и Россия. "Нужно смотреть на соседей и перенимать опыт у самых сильных из них", – сказал замминистра. Также, по его мнению, стоит попробовать вернуть в российскую юрисдикцию хотя бы тех предпринимателей, кому английское право по разным причинам экономически невыгодно – например, из-за размера судебных издержек. "Давайте не будем волочь в Стокгольмский арбитраж русского предпринимателя из-за того, что он купил завод за 20 млн долл. США", – предлагал он.

Принятие законов по третейским судам, по мнению Гаджиева, также может способствовать развитию конкуренции в стране. А заодно и повышению смелости судей. Его поддержал Суханов:

– У нас нормальное правосудие, которому нужен нормальный закон о третейских судах. Будет он – и вместо непонятных МФЦ мы создадим в стране третейский арбитраж.

Все участники дискуссии единогласно сошлись в том, что России нужно поучиться у других стран умению насаждать свою систему права. Олефир считал, что даже ряд простых поправок в Налоговый кодекс поможет вернуть в страну большое количество сделок. Любимов разделял этот оптимизм лишь отчасти. "Чем хуже продукт, тем сложнее его кому-то навязать", – сказал он, и в подтверждение своих слов зачитал вслух участникам завтрака название приказа Минэкономразвития № 802 от 31 декабря 2013 года. Читать пришлось полторы минуты.

– Как, черт возьми, это можно кому-то навязать? – воскликнул он, вызвав смех у коллег.

Все остальные участники завтрака предпочитали молча слушать главных спикеров. Комментарии к обсуждаемым темам нашлись всего у двух присутствующих – партнер компании Hogan Lovells Алексей Дудко предостерег участников от упрощенного, черно-белого взгляда на российский правопорядок, а зампредседателя Фонда социального страхования РФ Евгений Писаревский напомнил о разных видах тактики в периоды экономического стресса.