ПРАВО.ru
Репортаж
2 сентября 2015, 22:56

Общественная палата раскритиковала законопроект об овербукинге

Общественная палата раскритиковала законопроект об овербукинге
Фото с сайта pro.tonkosti.ru

Представители авиаотрасли уверены, что овербукинг на руку не только им, но и самим пассажирам – авиабилеты благодаря ему могут подешеветь. Идею о легализации в России продажи большего числа билетов на рейс, чем может вместиться пассажиров в самолет, продвигает Минтранс. Однако представители авиапассажиров при наличии риска не улететь вовремя не готовы менять право на гарантированный перелет на вероятное снижение цен на билеты. В Общественной палате РФ отказались поддержать соответствующий законопроект Минтранса.

Сегодня в Общественной палате РФ проходило "нулевое" чтение законопроекта Минтранса, который легализует в России продажу авиакомпаниями изначально большего числа билетов на рейс, чем они могут перевести пассажиров, так называемый овербукинг. Документ, обнародованный в июне, предусматривает, что авиакомпания сможет изменить договор воздушной перевозки по собственной инициативе, если, например, рейс будет отменен или самолет будет заменен на меньшей вместимости, а перевозчик не сможет предоставить пассажиру место на рейсе. В этом случае, по законопроекту, авиакомпания должна предложить пассажиру альтернативный рейс до пункта назначения и компенсацию, а если его этот вариант не устроит – вернуть деньги и дать компенсацию. Размер последней, как стало известно в начале июля, вероятно, будет фиксированным и зависеть от времени задержки вылета пострадавшего от овербукинга, писали "Известия". Сумма компенсации, согласно идеям министерства, будет составлять 12 000 руб., если вылет задержался на два-шесть часов, а самая крупная – 28 000 руб. – будет полагаться за задержку рейса более чем на сутки.

Отстаивать необходимость нововведений в ОП пришел замдиректора департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса Илья Белавинцев. Он рассказывал собравшимся о том, что Федеральные авиационные правила не разрешают авиакомпаниям применять овербукинг, но тем не менее, "полулегально, полуофициально" они его используют. "Это приводит к тому, что в итоге пассажир у нас совершенно не защищен", – рассуждал чиновник, отмечая, что единственное на что может надеяться пассажир, так это на судебную систему. Изменения в Воздушный кодекс, полагает Белавинцев, помогут навести порядок в этом вопросе. С этим аргументом соглашался заместитель директора по правовому обеспечению ПАО "Авиакомпания "Сибирь" S7 Максим Астафьев, по мнению которого, документ формирует понятные правила на случаи, когда пассажир не может улететь. При этом, радовался Белавинцев, России повезло в том, что уже "есть достаточно большой накопленный мировой опыт" в этой сфере – в ряде стран овербукинг легализован, например, Канаде и США.

Минтранс и ряд авиакомпаний полагают, что легализация овербукинга будет экономически выгодна не только перевозчикам, но и самим пассажирам – стоимость перевозки может снизиться. По данным Белавинцева, за первые семь месяцев 2015 года загрузка самолетов достигала 82%. "Как для авиакомпании, так и для пассажиров эти пустые кресла ведут к тому, что стоимость перевозки растет. Страдают от этого все", – говорил он. По его мнению, овербукинг в некоторой степени поможет повышению показателя загруженности самолетов, и "в конечном счете [может] сказаться на стоимости авиаперевозки". Директор департамента управления сетью и доходами ПАО "Аэрофлот" Александр Волощук подтверждал, что чем выше занятость кресел, тем ниже себестоимость перевозки, а законопроект направлен на снижение себестоимости "пассажирского кресла". Эксперт НПЦ "Аэропрогресс" Александр Фридлянд отмечал, что авиакомпании с трудом выживают, а овербукинг поможет авиакомпаниям, в существовании которых потребитель тоже заинтересован. Но первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту, эсер Михаил Брячак предлагал авиакомпаниям для решения своих финансовых проблем использовать внутренние резервы, чтобы стать более конкурентными, а не заглядывать в карман пассажира.

Представитель Минтранса в своем выступлении признал, что обнародованный законопроект оказался "сырым" и нуждающимся в доработке. По его словам, при доработке законопроекта нужно определить категории пассажиров, которые снять с рейса будет нельзя. В него, по данным чиновникам, должны войти социально незащищенные категории граждан, инвалиды, беременные женщины, пассажиры с детьми, а также те, кому предстоит пересадка на другой рейс. Имеет право на жизнь, полагает сотрудник Минтранса, и идея продажи более дорогих авиабилетов, к которым овербукинг применить будет нельзя.

Однако даже обещания представителя министерства доработать документ не охладили пыл его оппонентов. Координатор Союза пассажиров России Сергей Попов обращал внимание на то, что и списки тех, кого нельзя будет не допустить на рейс всех проблем не решат. "Женщина, когда берет билет, не пишет что беременна", – рассуждал он. Член Общественной палаты Магаданской области Валентина Липатова отмечала, что овербукинг может негативно сказаться на пассажирах в отдаленных уголках страны, где самолеты летают не часто. "Для нас овербукинг плачевная ситуация", – была эмоциональна она, из-за невозможности попасть на нужный рейс человек может не попасть на важное мероприятие: свадьбу, похороны, операцию и так далее.

Ее попытались успокоить занимающаяся исследованиями в области авиаперевозок доцент Департамента экономики Высшей школы экономики Санкт-Петербург Кристина Мозговая и главный специалист-эксперт отдела нормативно-правового обеспечения и развития деятельности организаций гражданской авиации Минтранса Екатерина Сухарникова. По словам Мозговой, никто из перевозчиков не будет делать овербукинг на рейсах Москва-Владивосток, которые совершаются раз в неделю, так как "лишний" пассажир для них лишние затраты. Сухарникова же сообщила, что Минтранс предлагает не применять овербукинг на рейсах, которые совершаются менее двух раз в сутки.

Тем не менее в Общественной палате РФ отказались поддерживать законопроект, отметив, что он ухудшает положение пассажира, создают предпосылки для возникновения социальной напряженности. Эксперты ОП РФ усмотрели в законопроекте Минтранса ограничение прав пассажира. "Однако в соответствие с ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, безопасности государства, – говорится в тезисах ОП РФ. – При введении овербукинга ни одна из вышеуказанных целей не преследуется".

Отказ в посадке на рейс человека с билетом в условиях овербукинга в ОП РФ расценивают как "незаконное ограничение перевозчиком своей ответственности перед пассажиром". Овербукинг служит неправовым средством снижения предпринимательского риска, полагают в ОП РФ, но по смыслу ст.2 ГК такой риск не может быть переложен на другое лицо, за исключением страхования риска. Кроме того, авиакомпании могут продавать "невозвратные" билеты, тем самым минимизируя риск их возврата, напомнили в палате.

Компенсацию за задержку вылета из-за овербукинга в ОП РФ не считают эффективным механизмом восстановления нарушенного права пассажира на перевозку, так как она не покрывает его потерянное время, моральный вред, пропущенные важнейшие события в жизни.