ПРАВО.ru
Репортаж
28 января 2016, 13:07

Обсуждение КоАП: выборы получили новые правила и наказания

Обсуждение КоАП: выборы получили новые правила и наказания

Рабочая группа по новой редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) вчера перешла к тексту Особенной части документа. Обсуждение по некоторым вопросам проходило не так бурно, как ранее, – нормы кодекса мало отличаются от существующих сегодня. Но в свете приближающихся выборов, особый интерес собравшихся вызвала глава 8 "Административные правонарушения, посягающие на избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме".

Распределение по отраслям

В Особенной части нового КоАП количество глав увеличено с 17 до 32. Как заявил Дмитрий Вяткин, соавтор проекта, первый зампредседателя Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству, такое изменение содержания было осознанным, "потому что законодательство в отдельных сферах значительно менялось и действующие главы надо было разбивать на отдельные подотрасли". Между тем эксперты попросили авторов проекта еще раз сопоставить все главы нового КоАП, чтобы исключить дублирование норм, возникшее из-за такого разделения.

Так, из защищающей права граждан гл. 7 нового КоАП ("Административные правонарушения, посягающие на основные права и свободы граждан") в отдельные выделились такие главы, как, например, гл. 10 ("Административные правонарушения, посягающие на семью и права несовершеннолетних").

По словам Вяткина, авторы проекта постарались оставить значительную часть составов в том виде, в котором они были представлены в существующей версии КоАП. Штрафы при этом увеличены практически в каждой статье – это и была основная претензия представителей Комитета ГД по вопросам семьи и детей к гл. 10. С их точки зрения, подобный механизм не помогает установить ответственность родителей за своих детей, а половина штрафов и вовсе не уплачивается, потому что у граждан нет средств. Дмитрий Вяткин предложил своим коллегам подать конкретные предложения административных наказаний в письменном виде, однако в ходе заседания отметил, что в отношении безработных и асоциальных родителей "нужно больше внимания уделять такой мере наказания, как обязательные работы".

Определились с должностными лицами и штрафами

Самостоятельность не миновала и главу о защите избирательных прав граждан. Вопросы к авторам проекта начались сразу же: член Центральной избирательной комиссии Майя Гришина просила уточнить нормы ст. 8.1 "Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума". По ее словам, из текста статьи непонятно, кто именно может быть наказан за ограничение избирательного права граждан. Кроме того, возникает и вопрос с введением санкций: члены избирательной комиссии признаются должностными лицами, однако, по словам Гришиной, такая норма не может действовать в отношении каждого из них.

Дмитрий Вяткин согласился с ЦИК и предложил наделить статусом должностного лица только председателей избирательных комиссий, членов ЦИК, а также членов избирательных комиссий, работающих на постоянной профессиональной основе. При этом "член комиссии, который формально не является должностным лицом и выполняет организационно-распорядительные функции, несет ответственность как гражданин", – предложил Вяткин.

В ходе обсуждения ст. 8.3 "Подделка подписей избирателей, участников референдума" нового КоАП Майя Гришина предложила увеличить административное наказание. Согласно версии авторов нового проекта, штраф за подобное нарушение, при отсутствии уголовно наказуемых деяний, предлагается установить в диапазоне от 5000 руб. до 10 000 руб. Члены ЦИК сочли такие административные наказания слишком мягкими, поскольку по градации, предлагаемой новой версией КоАП, это правонарушение считается грубым. Подделка подписей, по словам Гришиной, фактически означает подготовку к фальсификации итогов голосования, поэтому и увеличить штрафы за такое правонарушение нужно до диапазона от 10 000 до 50 000 руб. Члены рабочей группы с таким предложением ЦИК согласились. 

Между тем авторы проекта поддержали далеко не все идеи увеличения штрафов. Так, например, в ст. 8.16 ("Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах") Майя Гришина "для протокола" предлагала в ч. 1 (об изготовлении и распространении агитационных материалов с нарушением законного порядка) увеличить штраф для юридических лиц до диапазона от 1 млн до 5 млн руб. (в новой редакции предлагается от 100 000 до 200 000 руб.). Такое изменение необходимо для того, чтобы избежать разночтений внутри Кодекса, так как санкции по ст. 8.16 для физических и должностных лиц попадают под категорию "значительное правонарушение", а для юридических – под "менее значительное". Административное взыскание по значительным нарушениям для юридических лиц варьируется как раз от 1 млн до 5 млн руб. "Нет, – категорически ответил Дмитрий Вяткин, – нас и так все называют карателями". Таким образом, нормы ст. 8.16 остались прежними, несмотря на противоречие общей части Кодекса.

Полиция за порядком не уследит

Много обсуждений вызвала ст. 8.33 "Нарушение общественного порядка на избирательном участке, участке референдума". Так, начальник административно-правового управления договорно-правового департамента МВД Дмитрий Газизов утверждал, что статья носит декоративный характер, поскольку все возможные варианты нарушения общественного порядка уже предусмотрены действующим законодательством. При этом обязанность пресекать подобные правонарушения ложится на сотрудников МВД, которые смогут руководствоваться статьей о мелком хулиганстве.

Впрочем, Дмитрий Вяткин с такой позицией ведомства не согласился. По его словам, поведение граждан, сознательно мешающих избирательному процессу на выборах, нельзя рассматривать как мелкое хулиганство, поскольку чаще всего они не используют нецензурную лексику, не уничтожают имущество и ни к кому не пристают. "Их цель – прервать, прекратить или заблокировать голосование", – заявил Вяткин. По его словам, такой нарушитель порядка может закрыть собой урну для бюллетеней или зайти в кабинку для тайного голосования и не выходить оттуда, мешая избирательному процессу. Если же сотрудники УИК вызвали полицию, то нарушитель тут же начинает вести себя предельно корректно, а потом вновь все повторяет, продолжал Вяткин.

Эксперты согласились, что штраф от 20 000 до 30 000 руб. – справедливое наказание за подобное нарушение. При этом, решили участники рабочей группы, если нарушающий избирательный порядок гражданин не выполняет распоряжения избиркома, то ему придется оплатить штраф в 40 000 руб. 

Обсуждение новой редакции КоАП продолжится в Госдуме сегодня и будет проходить до середины февраля. По итогам заседаний авторы проекта представят финальный текст кодекса со всеми изменениями. По расчетам членов рабочей группы, документ может уйти на подписание президента уже в марте. 

Подробнее о предыдущих заседаниях по редакции нового КоАП читайте на "Право.ru" здесь. 

С текстом законопроекта № 957581-6 "Кодекс РФ об административных правонарушениях" можно ознакомиться здесь.