ПРАВО.ru
Репортаж
11 декабря 2012, 0:00

"Злоупотребление лекарственными веществами" лишило судью мантии

"Злоупотребление лекарственными веществами" лишило судью мантии
Фото с сайта yarff.ru

В самом начале заседания она заплакала. Ей предложили выпить воды, она отказалась, села, затем, вспомнив, где она, снова встала.

- Расскажите нам, что произошло, — настойчиво уговаривал женщину лет сорока один из судей в дисциплинарном судебном присутствии.

Мировая судья участка №1 Асиновского судебного района Томской области Ирина Ананьева, наконец, собралась с духом и отчеканила: "В ночь с 17 на 18 августа этого года я была в гостях у подруги, выпила пиво "Балтику 0", затем поехала домой на автомобиле, управляемом мной по доверенности. Забрала с остановки свою дочь и ее подругу. До этого в связи с переживаниями в семье я употребляла валерьянку и пустырник".

- Пустырник в пакетиках бывает, — то ли уточнил, то ли констатировал другой судья.

- Нет. Мне прописали именно на спирту, — отреагировала Ананьева и продолжила. - На пересечении двух улиц нас подрезала "Ауди", после ДТП я вышла из автомобиля и стала смотреть, нет ли потерпевших. Вызвали "скорую". Потом появились сотрудники ДПС и стали рисовать схемы. Приехавший через полтора часа третий сотрудник ДПС сказал, что от меня запах алкоголя и надо пройти медосвидетельствование. Аппарат показал 0,315.

- Это что значит на нормальном языке? — прервал ее кто-то из судей.

- Содержание спирта этилового. Я пила седативные вещества – "Афобазол", — попыталась объясниться Ананьева.

Так сегодня Дисциплинарное судебное присутствие выясняло у заявительницы обстоятельства, ему уже известные. Авария с участием Ананьевой произошла 18 августа в центре Томска почти в час ночи по местному времени. Автомашины Audi ТТ и Toyota RAV 4 (последней управляла Ананьева, находившаяся в нетрезвом состоянии, как указано в протоколе, составленном на месте происшествия) ехали в попутном направлении. Когда автомобили приблизились к светофору, они столкнулись. После этого Toyota RAV 4 протаранила еще две машины – Toyota BB и ВАЗ-2107. В результате ДТП все четыре автомобиля получили механические повреждения. Позже в медицинские учреждения с жалобами на ушибы обратились три пассажира автомобилей Toyota BB и Audi ТТ. Дело о ДТП в отношении было судьи прекращено за отсутствием состава преступления (в настоящее время решение оспаривается другими участниками). По делу  об административном правонарушении по ст. 12.8 КоАП (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения) 18 ноября 2012 года, после соблюдения всех процедур привлечения судьи к ответственности, принято решение о лишении Ананьевой прав сроком на полтора года (в настоящее время оспаривается). Но лишением прав наказание судьи не ограничилось, ей досталось и в профессиональном сообществе — 28 августа 2012 года по представлению председателя Томского областного суда Александра Кайгородова ее полномочия были прекращены досрочно решением квалификационной коллегии судей Томской области. В должности она проработала восемь с половиной месяцев.

"Факт управления автомобилем  в нетрезвом состоянии не отрицаю. Я хочу попросить у всех прощения, мне стыдно, что я всех так подвела, — процитировал член ДСП протокол заседания квалифколлегии по вопросу лишения статуса Ананьевой. – Что скажете?"

- Когда это все случилось, я рассказала про ситуацию начальству, не понимаю, почему они не говорят, что я сообщала об употреблении седативных средств. К тому времени я больше двух недель принимала пустырник и валерьянку.

- В тот день вы сколько выпили? -  поинтересовался судья присутствия.

- Бутылку, — не раздумывая выпалила Ананьева, а после на удивленных взглядов уточнила, что сделала она это прямо после безалкогольного пива и перед выездом домой.

- Вы на тот момент сколько в должности были?

- Восемь с половиной месяцев, до этого 10 лет работала в органах прокуратуры.

- Что вы нам такое рассказываете об употреблении лекарственных напитков, почему вы в ККС об этом не сказали? Как нам теперь вас понимать? – возмутился судья присутствия.

- Мне коллеги сказали, что все надо признавать. Я написала заявление об уходе в отставку, и мне сказали, что решение будет приниматься в зависимости от того, что скажу на заседании я, — пояснила Ананьева.

Следом заговорил председатель ККС Томской области Владимир Поляков, озадачивший присутствие риторическим вопросом: "ДТП произошло в 0:52, а освидетельствование было в 3:20…прибор показывает 0,315 миллиграммов паров этилового спирта на литр выдыхаемого воздуха, а это 0,6 промилле (легкая стадия алкогольного опьянения). Какое же содержание было на момент ДТП?" По его мнению, версия про медпрепараты возникла уже после рассмотрения дела коллегией, а он о ней ничего не слышал ни на самом заседании, ни после него.

- Такое впечатление, что квалификационная коллегия — как пожарная команда. Как вы кворум-то обеспечили? – спросил судья присутствия у Полякова, обратив внимание на то, что представление было вынесено 27 августа, а на следующий день уже было вынесено решение.

- Всех обзвонили, всех собрали… – пояснил Поляков, но тут же добавил, что срочность была вызвана в первую очередь широкой оглаской в СМИ, которую получил инцидент.

Судьи переглянулись, явно удивленные такой поспешностью, и вызвали свидетеля — председателя Асиновского городского суда Томской области Ирину Вылегжанину, знакомившую мирового судью с представлением.

- По какой причине вы отрицаете, что я говорила вам о лекарственных средствах? Почему вы отрицаете этот факт? – обратилась к ней Ананьева.

- Потому что его не было. И вообще, я вот сюда шла и наглоталась пустырника… в таблетках, — парировала председатель и присела рядом с Поляковым.

Некоторое время судьи ДСП молчали, обдумывая следующий вопрос.

- Что, вы считаете, было сделано неправильно и привело к тому, что происходит сейчас?

- Конечно, на месте ДТП нужно было ехать на медосвидетельствование, — ответила Ананьева.

Судьи замолчали на время.

- То есть это, вы считаете, основной момент? – спросил кто-то из них после паузы.

Ананьева ненадолго задумалась, а затем почти скороговоркой выдала: "Неправильно то, что я злоупотребила лекарственными веществами".

Прения были односложными – стороны уже высказали все, что хотели, и стандартно заявив "прошу отменить" (Ананьева), "прошу оставить без изменений" (председатель ККС Поляков), остались ждать вердикта. Все 40 минут, что длилось ожидание, в зале молчали, а когда судьи вернулись, они огласили, что в удовлетворении жалобы Ананьевой на решение квалифколлегии отказано. Здания, где проводит свои заседания присутствие, уже бывшая судья покидала неохотно – она долго стояла у выхода и наблюдала сквозь стекло, как по своим делам расходится собранная для нее коллегия.