ПРАВО.ru
Репортаж
6 сентября 2013, 19:15

Московский суд узнает у Swiss Air, зачем россиян сняли с рейса перед Новым годом

Московский суд узнает у Swiss Air, зачем россиян сняли с рейса перед Новым годом
Фото с сайта academic.ru

В банке "Авангард" были, наверное, очень удивлены, когда он стал соответчиком по иску к швейцарской авиакомпании Swiss Air, сотрудники которой не пустили в транзитном Цюрихе перед Новым годом на борт самолета компанию из трех россиян. Причиной, по неподтвержденной информации, был алкоголь, но, тем не менее, они благополучно улетели в Танзанию другим рейсом. Правда, им пришлось купить новые билеты, причем на 70% дороже. И теперь они требуют с швейцарской авиакомпании, крайне редкого гостя в российских судах, почти 500 000 руб. 

Россияне Марина Бойко, Валерий Карасев и Андрей Фролов решили встретить новый 2012 год на берегу Индийского океана — в крупнейшем городе Танзании Дар-Эс-Саламе. 31 декабря 2011 года они должны были вылететь из Домодедово в Танзанию транзитом через швейцарский Цюрих.

Из Москвы россияне улетели без проблем, но в Цюрихе их, уже зарегистрированных, не пустили на борт, из-за чего им пришлось в экстренном порядке покупать новые билеты. Они благополучно улетели другим рейсом, а стоимость аннулированных билетов (110 000 руб. за троих) решили взыскать с авиакомпании Swiss Air и агентства банка "Авангард" в Кунцевском суде. Помимо этого, каждый из троих истцов требует компенсацию стоимости новых авиабилетов (по 63 000 руб.), морального вреда (по 20 000 руб.), оплату юридических услуг (4 000 руб.) и штраф 50% от иска по закону о защите прав потребителей.

Со стороны ответчиков в понедельник в суд пришел только представитель банка "Авангард". Представители швейцарской авиакомпании не явились вовсе и, как сообщил судья Александр Васильев, даже не были извещены о заседании надлежащим образом: по адресу, указанному на сайте российского представительства Swiss, никого не оказалось, и повестку вручить не удалось. "Организации не значится", — сказал судья.

Юрист из "Авангарда" был без доверенности, присутствовал на заседании в качестве слушателя, но кое-какую информацию до судьи решил донести.

"Клиентов не пустили на рейс, по нашей информации, в связи с тем, что они были в состоянии алкогольного опьянения, — говорил он, хотя чуть позже был уже осторожнее в высказываниях и подчеркнул, что это пока только его предположение ("негласно сообщили" в авиакомпании). — Их не пустили именно в терминале, где зона ответственности перевозчика, когда любой агент лишен возможности влиять на дальнейшее развитие событий". Официальной информации, впрочем, у банка нет. "Нам отказались отвечать на запрос, сказали, что в адрес одного из пассажиров в январе 2012 года направлен ответ", — сказал юрист "Авангарда". 

- Лично мне не известно, что они были в состоянии алкогольного опьянения, — ответила на это представитель истца Ирина Алимова. По ее словам, у нее есть информация, что их сняли с рейса без объяснения причин.

"Авангард" оказался в суде в связи с тем, что банк начал продавать авиабилеты и ввел уникальную для российского рынка программу, которая позволяет держателям некоторых его карт накапливать так называемые бонусные мили на рейсы любых авиакомпаний. В суде его представитель настаивал, что "Авангард" в этом деле – ненадлежащий ответчик. "Любой агент работает на основании агентского или субагентского договора непосредственно с авиакомпанией, у банка такого договора быть не может в принципе", — заявил он. Но представитель истцов, хотя и засомневалась, что претензии к банку обоснованны, исключать его из числа ответчиков пока не стала. А  судья решил отложить заседание на 1 октября — до надлежащего извещения авиакомпании и надлежащего оформления представительских функций юриста агентства банк "Авангард".

Иностранные авиакомпании не часто бывают ответчиками в российских судах, но у Swiss Air за период, пока суды общей юрисдикции публикуют информацию о гражданских делах, которые ведут, их вообще единицы. Кроме Бойко, Карасева и Фролова, претензии к швейцарской авиакомпании были у Н.Апаликова (победил) и В.Степанова (проиграл). Судебные акты по этим делам не опубликованы, поэтому суть спора неизвестна.

В швейцарском офисе Swiss Air причину недопуска на рейс в авиакомпании раскрыть отказались. "Законы Швейцарии обязывают нас соблюдать конфиденциальность личных данных наших пассажиров, поэтому для комментариев нам необходимо согласие всех упомянутых вами граждан", — сказали "Право.Ru" в пресс-службе. Отказалась она также ответить и на вопрос о том, были ли уже у компании разбирательства с российскими клиентами из-за отказа допустить их на рейс.