ПРАВО.ru
Репортаж
23 декабря 2013, 18:40

"Жертва" следователя, обвиняемого во взятке, уверен, что тот помогал Сулейману Керимову

"Жертва" следователя, обвиняемого во взятке, уверен, что тот помогал Сулейману Керимову
Фото ИТАР-ТАСС

На процессе бывшего следователя Андрея Гривцова, которого после оправдания присяжными снова судят за попытку получить взятку в $15 млн, выступил один из его бывших подследственных, который был в итоге осужден. Николай Нестеренко поведал суду, что его приятель, глава концерна "Росэнергомаш" Владимир Палихата, с которого Гривцов, по версии следствия, намеревался получить деньги, конфликтовал с бизнесменом Сулейманом Керимовым. По мнению свидетеля, именно Керимов поручил Гривцову обеспечить приговор Палихате.

Следователь ГСУ Следственного комитета при прокуратуре Гривцов расследовал дело о рейдерском захвате ОАО "НИИЭМИ" еще в 2005 году, владеющего комплексом зданий в Москве. Организаторами захвата следователь считал главу концерна "Росэнергомаш" Владимира Палихату и адвоката гендиректора ООО "Бизнес-контракт" Николая Нестеренко Михаила Вытнова, но достаточных доказательств для их привлечения не было.

По версии следствия, Гривцов намеревался получить у Палихаты и Вытнова деньги за непривлечение их к ответственности. Помимо Гривцова на скамье подсудимых его предполагаемый посредник Сергей Киримов и "пособник" — начальник отдела по противодействию экстремизму ГУВД Москвы полковника Сергея Хацернова. Гривцов обвиняется по ч.3 ст.30 и ч.4 ст.290 УК (покушение на получении взятки в крупном размере организованной группой). В ноябре 2010 года следствие установило, что Гривцов не вымогал взятку у Палихаты: ее ему через посредников предложил сам предприниматель, а следователь не стал отказываться. Еще один "посредник" — бывший начальник Гривцова в прокуратуре Москвы (бывший зампрокурора ЦАО Москвы), а потом адвокат Палихаты — Руслан Паркин (адвокат Московской областной коллегии), скрылся и был объявлен в розыск.

Дело против Гривцова было возбуждено после того, как в январе 2010 года Палихата и Вытнов обратились в СКП с заявлением, что следователь шантажирует бизнесмена якобы имеющимися доказательствами его причастности к рейдерскому захвату нескольких зданий. Гривцов же уверен, что дело на него — провокация Палихаты и Вытнова, хотевших избежать ответственности.

В четверг в Хамовническом суде допросили Николая Нестеренко, "обвинявшегося в серии особо дерзких рейдерских захватов", которого Гривцов считал ближайшим подельником Палихаты в захвате "НИИЭМИ". Нестеренко признали виновным по ч.4 ст.159 УК (мошенничество, до 10 лет лишения свободы) и ч.2 ст.330 (самоуправство, до пяти лет лишения свободы) и дали пять лет условно.

Он рассказал в суде, что у них с Палихатой были дружеские отношения.

- Господин Гривцов занимался этим делом с 2004 года, работая в московской прокуратуре. Он активно искал любые возможности обвинить и арестовать. Как я узнал в 2007 году, обвинение мне предъявлялось заочно, по ч.2 ст. 158 (кража), с появлением Гривцова в деле появилась ст. 210 (организация преступного сообщества), ст. 159 (мошенничество), ст. 330 (самоуправство) УК РФ. Осудили его по двум последним статьям.

Нестеренко рассказал, что в 2009 году был то во Франции, то в Украине. В Монако он встречался с сенатором Людмилой Нарусовой.

- В разговоре ранее она сказала, что приложит все усилия, чтобы максимально честно рассмотрели то дело, которым занимался Гривцов, — рассказывал свидетель. — Я описал ситуацию, как это дело смотрелось. Это было не уголовное дело, а целенаправленное преследование.

Тем не менее на вопрос Гривцова, были ли при его осуждении судом выявлены факты давления на свидетелей и признавались ли какие-то доказательства недопустимыми, он отвечать не стал. 

Контакты Нарусовой он передал своему адвокату Михаилу Вытнову. По словам Нестеренко, Вытнов сказал ему, что встречался с начальником Гривцова - следователем по особо важным делам Главного следственного управления по северо-западу Олегом Пипченковым и самим Гривцовым. И Вытнов, и Нарусова подтвердили, что можно возвращаться, "проблем не будет". Однако по дороге домой его задержали в Минске и уже оттуда этапировали в Россию.

- Гривцов на допросе предложил подписать показания на Палихату и как вариант назывался [Дмитрий] Латыпов (доверенное лицо Палихаты, на него, возможно, тоже надо было дать показания – ред.), — уверял свидетель. — Пипченков рассказал, какие у него титанические рычаги. <…> Я думаю, ему (Гривцову — ред.) дали карт-бланш забрать активы. Со слов моих знакомых из правительства Москвы, активы надо было вернуть в Москву Сулейману Керимову (бизнесмен, член Совета Федерации от Дагестана — ред.). [От меня] требовали дать показания на своего товарища. Для Керимова было важно посадить Палихату. Такую задачу получил Гривцов.

- Вам объяснили, что от вас хотят? — поинтересовалась судья Марина Фильченко.

- Да, "закрыть" Палихату. Сказали: мы его "закроем", возможно, с адвокатом Вытновым и Латыповым. Гривцов сказал, что теперь мяч на моей стороне и мне выбирать — или сидеть (обещали 18 лет), или завтра же пойти домой. 

На одном из предыдущих слушаний Михаил Вытнов рассказывал, что в первый раз Палихата связался с Паркиным еще в 2006 году и передал ему взятку в $1,5 млн, а тот пообещал прекратить дело. По словам адвоката, Палихата пытался купить акции одной компании, но их купила структура близкая к Лужкову.

По его словам, Вытнова грозились отвести и сделать обвиняемым, но этого не случилось, адвокат продолжал его защищать. После этого разговора он написал жалобы на Гривцова и Пипченкова. 

- К тому моменту осудили уже определенное количество людей и дали до девять лет. Все обещания я воспринимал очень конкретно.

Вытнов в суде говорил, что Гривцов подписал постановление об отводе Вытнова, но после жалоб адвоката Бастрыкину и генпрокурору отвод был отменен.

На большинство вопросов защиты свидетель отвечать отказывался, ссылаясь на ст. 51 Конституции.