ПРАВО.ru
Зарубежная практика
25 февраля 2014, 23:47

Что будет, если кинуть камень в полицейского: международный опыт

Что будет, если кинуть камень в полицейского: международный опыт
Фото с сайта www.cnn.com

После приговора по "болотному делу", в рамках которого семеро подсудимых получили реальные сроки до четырех лет за применение неопасного для жизни и здоровья насилия к полицейским (подробности читайте тут), "Право.Ru" выясняет, что бывает за схожие деяния в других юрисдикциях.

Плевок и пять ударов ногой = штраф + исправительные работы

Жительницу Новой Зеландии Роберту Харрисон, ехавшую на машине со своим спутником, остановил полицейский. Когда он попытался уговорить ее пройти тест на содержание алкоголя в крови, Харрисон пнула охранника правопорядка и плюнула в него, а потом попыталась скрыться, но безуспешно. 44-летнюю новозеландку обвинили в оскорблении представителя власти и сопротивлении полиции, а еще в даче ложных показаний и отказе сделать требуемые тесты, а судья Ричард Уотсон назвал ее поведение "отвратительным". "Я работаю судьей уже 23 года и неоднократно сталкивался с делами по аналогичным обвинениям, — сказал он, — но никогда я еще не читал рапорта, где описывалась бы настолько агрессивная реакция на действия полицейского, исполняющего свои обязанности".

Когда Харрисон, уже выйдя из машины, поняла, что ее хотят отвезти в участок, она рванулась обратно к автомобилю и начала дергать ручку двери, полицейский хотел остановить ее, за что получил удар ногой, за которым последовало еще четыре. Однако полицейскому и подоспевшему к нему напарнику наконец удалось надеть наручники на правонарушительницу. Роберту Харрисон приговорили к 120 часам исправительных работ, к штрафу в $200 и на полгода лишили водительских прав.

Бросок камня = два месяца домашнего ареста…

Двое израильтян, исповедующих харедим — ультраортодоксальное течение в иудаизме — были арестованы за то, что бросали металлические предметы, камни и бутылки в охранников порядка. Их обвинили в нападении на полицейских при отягчающих обстоятельствах, в препятствовании работе полиции и мятеже. Произошло это, когда полицейские пытались вызволить из окружения агрессивно настроенных жителей военного, атакованного толпой в пригороде Иерусалима Меа Шеарим, большая часть населения которого составляют члены общины харедим. Военный пришел навестить своего дядю, проживающего в этом районе. Увидев человека в форме, толпа бросилась вслед за ним. Дело в том, что члены общины всерьез раздосадованы планами властей построить новый квартал Рама Бейт Шемеш на месте, в котором, как предполагают местные жители, могут находиться сотни древних еврейских могил. Преследуемый народным гневом военный успел скрыться в доме дяди и вызвать полицию. Когда приехал наряд, толпа не разошлась, а продолжила свое наступление на представителей правопорядка. Двоих особенно активных участников арестовали.

Суд, перед которым предстали 22-летний Йозеф Браун и 21-летний Яков Кричевски, вынес очень мягкий приговор: оба молодых человека были приговорены к двум месяцам домашнего ареста. Но судья уточнил, что сразу отпустить из тюрьмы и позволить осужденным отбывать домашний арест он не может: исполнение приговора придется ненадолго отложить, чтобы у обвинения было достаточно времени подать апелляцию в окружной суд.

…или 20 месяцев тюрьмы

Согласно отчету за 2011 год израильской правозащитной группы B'Tselem, за предшествующие шесть лет более 800 палестинских детей на Западном берегу реки Иордан предстали перед судом и понесли наказание за то, что бросали камни в израильтян, в том числе и в полицейских. 93 % из них по приговору военных судов получили тюремные сроки от нескольких дней до 20 месяцев. Некоторым несовершеннолетним было 12—13 лет, несмотря на то, что использование такоймеры пресечения и наказания, как лишение свободы, не предусмотрено законом для детей младше 14 лет.

В ответ на этот отчет Армия обороны Израиля ответила, что закидывание камнями — это "существенное нарушение уголовного закона, которое может повлечь серьезные ранения и ущерб собственности, оно нарушает мирный уклад жизни и бросает вызов власти закона". Стражи порядка придерживаются мнения, что арест подростков — обоснованная мера в ответ на агрессию со стороны малолетних граждан. "Мы говорим о несовершеннолетних, использующих камни и взрывные устройства для нападений на израильских граждан и военных", — сказал представитель Армии обороны Израиля.

Метание камней = дело прекращено

В Кашмире полиция арестовала молодую девушку по имени Захида Актхер за то, что та, согласно обвинениям, бросала камни в защитников правопорядка. Сама девушка и ее родители отрицали вину, утверждая, что Захида никогда не состояла в группах активистов и не участвовала в беспорядках. Однако полиция считает, что Актхер принимала участие в массовых акциях за независимость региона от Индии, которые прошли волнами по Кашмиру в 2010 году. 

Арест 17-летней Захиды Актхер вызвал многочисленные протесты со стороны общественности. Народное негодование подогревал тот факт, что в 2010 году во время волнений девушка была ранена выстрелом в ногу, когда правительственные войска разгоняли мятежников, из-за этого ей дали группу инвалидности. Под давлением общественного негодования дело против Захиды Актхер было прекращено.

Три камня = восемь месяцев за решеткой

Жительница Белфаста Джин Литем призналась, что участвовала в протестах в январе 2012 года в столице Северной Ирландии, когда националисты требовали выхода региона из состава Объединенного королевства. Однако другое обвинение она отвергла: суд решил, что Литем виновна в нападении на полицейских, сама же она уверяла, что кинула всего один камень и целилась не в полицейского, а в друга своего сына, который стал разрисовывать стену. Суд эта версию счел неубедительный. Согласно свидетельским показаниям, ирландская националистка кинула не один, а три камня, и все в представителей охраны порядка.

Несмотря на то что 51-летняя Литем является основным кормильцем своих взрослых детей-инвалидов, ее приговорили к тюремному сроку в восемь месяцев. Представители полиции и судебные власти еще прежде многократно предупреждали, что участников беспорядков ждет тюрьма, и остались верны своему слову.

Бросок ботинка = три месяца тюрьмы

Житель графства Пембрукшир в Западном Уэльсе получил три месяца тюрьмы за то, что кинул в полицейских ботинком. 27-летнего Рэндала Холла поймали дорожные полицейские, когда он возвращался на своей машине домой. Он сам совершенно откровенно сообщил остановившему его инспектору: "Я только что из клуба и немножко там принял". Приметили автомобиль Холла по зигзагообразной траектории движения и мигающим фарам. Подозрительного водителя остановили и попросили предъявить права. Как только окно машины открылось, запах алкоголя обдал наклонившегося к нарушителю инспектора.

Сообразив, что полицейские не питают к нему дружеских чувств, Холл сделался агрессивен, начал выкрикивать оскорбления, в запале кинул в полицейского ботинок и потом еще разбил стекло в полицейском участке. Пока буйного водителя вели в участок, он продолжал сквернословить, в основном в адрес дорожной полиции Объединенного королевства.

Помимо того что Холла лишили прав на год и выписали ему штраф за езду в нетрезвом состоянии и нанесение материального ущерба участку, его приговорили к трем месяцам тюремного заключения за нападение на полицейского.

Сорванный шлем = штраф + исправительные работы

В Британии, богатой традициями, свои особенности преступлений против полиции. Например, похищение полицейского шлема — забава британской золотой молодежи начала XX века. Этот обычай обыграли в известном сериале "Дживс и Вустер", там персонаж Хью Лори — Берти Вустер — был оштрафован на пять фунтов за похищение этой важной детали гардероба полицейского. Сейчас цены повыше, поэтому студента из Бристоля, который по традиции умыкнул полицейский шлем во время одной из демонстраций за понижение платы за обучение, оштрафовали на более крупную сумму. 23-летнему Дэниэлу Киддлу пришлось выплатить 27 фунтов полиции Эйвона и Сомерсета в качестве компенсации за украденную собственность и 85 фунтов за судебные издержки. Помимо этого, Киддла приговорили к 100 часам исправительных работ.

Сорванный шлем = без последствий

Председатель пакистанской националистической партии Техрик-е-Инсаф, выдвигающей лозунги против коррупции, инфляции, терроризма и других охвативших страну бед, Имран Хан вместе с несколькими другими активистами партии был уличен в похищении полицейских шлемов. Это произошло во время очередной демонстрации, когда Имран Хан пытался прорваться на охраняемую территорию. Сделать это ему не удалось, тогда он сорвал с ближайшего стража порядка шлем и убежал. Полиция составила по этому поводу протокол, где Хан обвинялся по нескольким статьям уголовного кодекса, в том числе оскорблении полицейского, но арест так и не был произведен — суд пожалел националиста.