ПРАВО.ru
Новости
8 мая 2014, 0:19

Долги по налогам будут взимать без суда, а недействующим юрлицам простят 200 млрд руб.

Долги по налогам будут взимать без суда, а недействующим юрлицам простят 200 млрд руб.
Фото с сайта rusnovosti.ru

Глава думского комитета по бюджету и налогам, единоросс Андрей Макаров внес в Госдуму законопроект, который предусматривает серьезные новшества в системе налогообложения. Документ предлагает новые основания для признания недоимки по налогам безнадежной. В частности, списаны должны быть недоимки, пени, штрафы, числящиеся на 1 января 2014 года за недействующими юрлицами, в отношении которых нет дела о банкротстве. Однако ставится условие: приставы должны вернуть налоговикам исполнительный лист, поскольку должника или его имущество не нашли, либо имущества у него нет. Решать, безнадежен ли долг, согласно проекту, будут налоговики по месту нахождения организации.

"[Это] позволит разрешить проблему прироста задолженности, невозможной ко взысканию, и единовременно "очистить" Единый государственный реестр юридических лиц от фактически недействующих организаций, – говорится в пояснительной записке к проекту. – [Новеллы] позволят списать задолженность в размере порядка 200 млрд руб., с последующим исключением из ЕГРЮЛ более 800 000 "брошенных" юрлиц, что существенно снизит затраты на администрирование невозможной к взысканию задолженности и повысит актуальность ЕГРЮЛ".

Кроме того, безнадежными можно будет признать пятилетние долги у компаний, в отношении которых невозможно возбудить дело о банкротстве из-за отсутствия имущества, которым можно покрыть расходы по делу. Для этого тоже будет нужно постановление пристава об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки. 

Макаров предлагает отказаться от обязательного судебного порядка взыскания долгов по налогам и сборам с бюджетных учреждений, а производить списание в административном порядке – после уведомления налоговиков деньги у учреждения будут списывать казначейства, в которых открыты их счета. 

Поводом для такого нововведения, согласно пояснительной записке, стал рост задолженности бюджетных учреждений по уплате налогов. "В 2013 году арбитражными судами было рассмотрено 53 000 налоговых споров на общую сумму 268 млрд руб., – говорится в обосновании. – Из них 53% составляют дела по искам налоговых органов о взыскании с бюджетных организаций текущей задолженности по налогам и сборам на общую сумму 2,6 млрд руб. Общая сумма взысканной задолженности составила 2,3 млрд руб.". Законодатель установил судебный порядок взыскания налогов, принимая во внимание особую социальную значимость бюджетных учреждений, с целью предоставления этим организациям гарантий и судебной защиты при взыскании, признают авторы документа. Рост задолженности, по их мнению, свидетельствует о "неэффективности механизма судебного взыскания недоимки бюджетных организаций, представляющего собой излишне формальную административно – судебную процедур".

Законопроект предусматривает и другие новеллы, среди которых норма о том, что "при рассмотрении материалов налоговой проверки ведется протокол", в НК появится понятие "личный кабинет налогоплательщика" как информационно-телекоммуникационного ресурса, доступ к которому осуществляется на официальном сайте ФНС. Устанавливается, что документы в электронной форме, подписанные автоматически созданной электронной подписью налогового органа, будут считаться равнозначными документу на бумажном носителе, подписанному должностным лицом (п.4 ст.31 НК). Индивидуальных предпринимателей, согласно законопроекту, избавят от обязанности самостоятельно исчислять налог в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности. Это будут делать сами налоговые органы. "В поступающей в налоговые органы информации от территориальных органов Росреестра содержатся сведения обо всех земельных участках, в том числе предоставленных индивидуальными предпринимателями, и о разрешенном использовании данных земельных участков, – говорится в обосновании. – [Новшество] позволит уменьшить количество споров и объемы документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами, что соответствует принципам проводимой налоговой политики, направленной на создание наиболее комфортных условий уплаты земельного налога".

С текстом законопроекта № 515313-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.