ПРАВО.ru
Новости
14 июля 2014, 20:59

КС признал законными нормы об адресе сборщика подписей на выборах

КС признал законными нормы об адресе сборщика подписей на выборах
Фото с сайта rusnsn.info

Конституционный суд отказал в жалобе на нормы законодательства о выборах, ужесточающие требования к кандидатам, в частности отказывающие в регистрации кандидата, если выявлено более 10% недостоверных подписей в его поддержку. Об этом говорится в определении, опубликованном на сайте КС. 

Поводом для рассмотрения дела стало обращение самовыдвиженца на выборах главы Калининграда Игоря Плешкова. Заявитель оспаривал положения закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в подпунктах "з" пункта 6и "д" пункта 24 статьи 38 (в редакции закона от от 5 мая 2014 года последний подпункт сменил обозначение на "г").

Заявитель собрал для регистрации в качестве кандидата на выборах почти 2000 подписей. Из 443 подписей, отобранных для проверки, 146 подписей, то есть более 30%, были признаны недействительными. Из них 130 подписей оказались забракованы из-за того, что сборщик подписей в подписных листах не указал в адресе своего места жительства название субъекта РФ – Калининградскую область.

Как считает жалобщик, оспариваемые нормы не соответствуют Конституции, поскольку предусматривают безусловный отказ в регистрации в случае обнаружения какой-либо неполноты данных о сборщике подписей в подписных листах и не позволяют кандидату или сборщику подписей устранить данный недостаток после его обнаружения избиркомом.

КС отметил, что сведения о сборщике подписей, в том числе о его адресе необходимы для того, чтобы у избиркома была возможность точно идентифицировать лицо, осуществлявшее сбор подписей, проверить, вправе ли оно было собирать подписи, выяснить у него определенные сведения относительно сбора подписей, поскольку сборщик подписей фактически берет на себя ответственность за соблюдение порядка сбора подписей избирателей.

Исходя из буквального смысла норм законодательства, адрес места жительства должен указываться в подписных листах так, как он отражен в официальных документах. Тем не менее закрепленный в законе перечень сведений, образующих адрес места жительства, носит ориентирующий характер. Избирательные комиссии не должны во всех случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии сведений в паспорте гражданина РФ или свидетельстве о регистрации по месту жительства.

Такие же требования, по мнению КС, должны предъявляться и к стандартам указания адресов сборщиков подписей.

Отсутствие же возможности устранить недостаток сведений об адресе места жительства сборщика подписей после представления подписных листов для регистрации кандидата регулируется не оспариваемыми положениями закона, а пунктом 11 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме", конституционность которого заявителем под сомнение не ставится.

Исходя из всего этого, КС определил отказать в принятии к рассмотрению жалобы Игоря Плешкова, поскольку она не отвечает требованиям закона "О Конституционном Суде РФ", при соблюдении которых жалоба признается допустимой.