ПРАВО.ru
Новости
8 сентября 2014, 22:17

Совфедовский закон о конфискации внесен, ВС и правительство аккуратно критикуют

Совфедовский закон о конфискации внесен, ВС и правительство аккуратно критикуют
Фото с сайта www.new-retail.ru

Скорректировать ст. 199 Уголовного кодекса РФ ("Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации") предложила группа сенаторов во главе со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко. Во внесенном сегодня в Госдуму законопроекте предлагается, "учитывая общую степень опасности"и "международную практику", ввести дополнительные квалифицирующие признаки: уклонение от уплаты налогов с применением офшорных схем, трансфертного ценообразования и "фирм-однодневок". Наказание будет таким же, как за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере: до шести лет заключения. Наказание за уклонение налогов, совершенное группой лиц по предварительному сговору, станет мягче: вместо шести лет – четыре.

"Изменения подготовлены с учетом законодательной инициативы Минфина о налогообложении контролируемых иностранных компаний", – пишут сенаторы в пояснительной записке к документу, не указывая прямо, что сейчас в законодательстве отсутствует такое понятие. Минфиновские поправки в Налоговый кодекс, о которых идет речь, появились вскоре после послания президента Владимира Путина Федеральному собранию, в котором для борьбы с оттоком капитала из страны, в частности, было предложено по российским правилам начислять налоги на доходы компаний, принадлежащих россиянам, но зарегистрированных в офшорной юрисдикции. Минфин считает нужным в первые два года действия закона считать контролируемой компанией ту, которая принадлежит российским резидентам на 50%, а затем – на 25%. Налог с ее нераспределенной прибыли придется платить каждому российскому владельцу более 10% акций.

Вторая новелла документа за авторством сенаторов касается расширения действия института конфискации. Сенаторы предлагают в рамках борьбы с уклонением от налогов конфисковывать орудия, оборудование и иные средства совершения преступления, принадлежащие не только обвиняемым, но и иным лицам, в том числе юридическим. Обязательное условие: последние должны быть уведомлены о характере использования их имущества, а у юрлиц об этом должны знать исполнительные органы. Свое предложение сенаторы объясняют лаконично, ссылаясь на "правовые принципы уголовного законодательства РФ" и Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года. Последняя, по словам разработчиков документа, "обязывает РФ к введению ответственности юридических лиц "за участие в серьезных преступлениях, к которым причастна организованная преступная группа". Кроме того, говорится в сопроводительных материалах, в российском законодательстве ответственность юрлиц может быть установлена только в виде конфискации, "которая является действенной мерой к пресечению деятельности преступных сообществ в сфере незаконных финансовых операций".

Закон внесен в неизменном виде, несмотря на критичные заключения правительства и ВС. "В Конвенции обязательных требований о применении к юрлицам мер уголовно-правового характера за участие в преступлениях не содержится, такие меры могут устанавливаться с учетом особенностей правовой системы государства-участника (ст. 10, 12 Конвенции)", – говорится в официальном отзыве ВС, датированном 10 июля, за подписью зампреда ВС Анатолия Толкаченко (за пост в новом ВС не боролся). ВС и правительство считают, что сенаторы ошибочно полагают, что конфисковать имущество по таким делам невозможно. В официальном отзыве правительства говорится о том, что если "представители юрлица умышленно содействовали уклонению от уплаты налогов", то они должны считаться пособниками в совершении преступления. Суд при вынесении им приговора, отмечает ВС, будет рассматривать вопрос и о конфискации орудий, оборудования и иных средств, принадлежавших им и использовавшихся при совершении преступления. Также в ВС обращают внимание на то, что "имущество, подлежащее конфискации и переданное осужденным другому лицу или организации, подлежит конфискации, если [оно] знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий". А в правительстве резюмируют, что вопрос о конфискации для юрлиц "целесообразно разрешать в рамках не уголовной, а иных (например, налоговой, административной, гражданской) отраслей законодательства".

Однако в Верховном суде "концепция законопроекта возражений не вызывает", там лишь рекомендуют сенаторам его доработать. В частности, недоумение вызвала в ВС идея разработчиков документа ослабить уголовную ответственность за уклонение от налогов, совершенное группой лиц по предварительному сговору. "Отсутствует обоснование", – говорится в отзыве. Правительство тоже не желает ставить крест на инициативе сенаторов и готово ее поддержать, если документ поправят: дифференцируют в ст. 199 УК сроки и размеры видов наказаний, не связанных с лишением свободы, уточнят термины "организованная группа лиц", "контролируемая иностранная компания".

С текстом законопроекта № 599584-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.