ПРАВО.ru
Новости
24 июня 2015, 23:26

Следователям придется оперативно наделять изъятые вещи статусом вещдока – проект

Следователям придется оперативно наделять изъятые вещи статусом вещдока – проект
Фото с сайта gulagu.net

Госдуме предлагается установить срок, который отводится для установления процессуального статуса изъятых, но не признанных вещественными доказательствами предметов. Решить, являются ли они вещдоками, следователь или дознаватель должны будут в течение 10 дней с момента изъятия, а при экспертизе – за 30 дней. Допускается возможность продления этих сроков на три месяца через суд при "особой сложности уголовного дела", с соответствующим ходатайством сможет выйти следователь с разрешения руководителя следственного органа по субъекту, либо дознаватель с согласия прокурора субъекта. "В исключительных случаях, срок может быть продлен судом до шести месяцев с момента изъятия. Дальнейшее продление срока не допускается", – говорится в законопроекте, который сегодня внесли в Госдуму единороссы Виктор Пинский и Илья Костунов.

Сейчас дознаватель или следователь должны сделать это "в разумный срок", но он "может составлять долгие месяцы, иногда годы", сетуют разработчики документа. "Предметы могут быть изъяты у владельца и очень долгое время, образно говоря, лежать в кабинете следователя, не имея процессуального статуса, – говорится в пояснительной записке. – Досудебное производство само по себе, является серьезным психологическим испытанием, а изъятые на неопределенный срок предметы, могут, например, затормозить работу целого предприятия, которое, в свою очередь, понесет значительные убытки, вплоть до банкротства. Предметы изымаются не только у подозреваемых, но и у физических и юридических лиц, связанных с подозреваемыми договорными или иными отношениями". Новация, полагают разработчики, "позволит обеспечить защиту интересов лиц, не являющихся подозреваемыми или обвиняемыми, на имущество которых наложен арест, от чрезмерно длительного ограничения их прав, а также предотвратит некоторые злоупотребления полномочиями на стадии досудебного производства с вещественными доказательствами".

Это уже не первая попытка законодателя скорректировать законодательство, касающееся изъятия и возврата вещдоков. Летом 2012 года закон, разрешающий предпринимателям копировать информацию с изымаемых в ходе расследования уголовного дела компьютеров и флеш-карт. Закон предусматривал, что изъятые электронные носители должны возвращаться, если они не были признаны вещественными доказательствами, была прописана возможность возврата вещдоков до завершения расследования – "после осмотра и производства других необходимых следственных действий, если это возможно без ущерба для доказывания". Кроме того, было закреплено, что хранение электронных вещдоков должно исключать несанкционированный доступ к информации на них. В июле прошлого года были утверждены поправки в УПК, согласно которым громоздкие вещдоки должны фотографироваться или сниматься на видео, а затем опечатываться и передаваться на хранение. При этом к материалам уголовного дела может быть приобщен только их образец, достаточный для сравнительного исследования, и документ о месте их нахождения. Деньги-вещдоки после производства необходимых следственных действий должны только фотографироваться или сниматься на видео, а затем возвращаться законному владельцу.

С текстом законопроекта № 822398-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ" можно ознакомиться здесь.