ПРАВО.ru
Новости
21 сентября 2015, 15:03

Соцсети не будут отвечать за информацию пользователей – проект

Соцсети не будут отвечать за информацию пользователей – проект
Фото с сайта skreporting.com

Сенаторы Константин Добрынин и Вадим Тюльпанов предложили Госдуме переписать "закон о блогерах", который за неясность формулировок во время принятия критиковали и блогеры, и сами законодатели. На этот раз документ должен устроить всех, обещают разработчики. Если идею поддержат, то в законодательстве появятся термины "социальная сеть", "аккаунт" и "посещаемый блогер". Последний может избавить владельцев социальных сетей от ответственности за информацию, размещаемую пользователями.

Летом прошлого года законодатель ввел ограничения для блогеров, на страницы которых в сутки заходит более 3000 посетителей: их обязали на свой странице указывать настоящую фамилию и инициалы, а также актуальный электронный адрес. Им было запрещено использовать в блоге нецензурную брань, публиковать данные, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. Заодно их, как и журналистов, обязали до размещения поста проверять информацию на достоверность.

Во время принятия закона развернулась дискуссия. Например, депутат-единоросс Роберт Шлегель был недоволен тем, что по закону блогерами считаются "владельцы сайта или страницы в интернете. "Неправильно называть блогера владельцем блога. Ну мне не принадлежит "Фейсбук" или "Твиттер". Я могу вести эту страницу, но она мне не принадлежит", – говорил Шлегель. Тем не менее документ был принят, а в Совете Федерации обещали, что будут следить за его применением и при необходимости скорректируют.

Кого назовут блогером?

Была сформирована мониторинговая комиссия по применению этого закона, рассказал "Право.Ru" инициатор поправок Константин Добрынин. По его словам, ее члены, а также представители Роскомнадзора, глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов, который в апреле 2014 года просил главу СФ Валентину Матвиенко отклонить закон, занимались мониторингом и разрабатывали поправки в закон. В пятницу законопроект поступил в Госдуму. Документ получился, скорее, юридико-техническим, отмечает сенатор, он устраняет возможность расширительного, произвольного толкования ряда норм, вводятся понятия, такие как "социальная сеть", "аккаунт", "автономный блог" и другие. Благодаря ему возможностей для нарушения прав блогеров не будет, надеется член СФ.

Разработчики законопроекта предлагают называть блогерами физлиц, зарегистрировавших профиль в социальной сети, или владельцев автономного блога. "Посещаемым блогером" будет считаться физлицо, зарегистрировавшее профиль в соцсети, или владелец автономного блога, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более 3000 пользователей. Только на них будут распространяться действующие ограничения, а для этого сенаторы предлагают технические правки в ст. 10.2 закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" – заменить использующееся там сейчас слово "блогер" на "посещаемый блогер". При этом разработчики документа не уточняют, каким образом чиновники будут определять посещаемость страниц пользователей в соцсетях, например в Facebook.

Кроме того, сейчас ст. 10.2 требует от владельцев сайта или его страницы соблюдения требований российского законодательства, например не размещать мат. Законопроект сенаторов перекладывает эту обязанность на владельца профиля (аккаунта/блога) или автономного блога ("сайт в сети "Интернет", содержательное наполнение которого осуществляется частным лицом, группой лиц или организацией добровольно, а программное обеспечение и содержимое которого находится под управлением его владельца, а не третьих лиц"). Таким образом, владельцы социальных сетей будут выведены из под ответственности за информацию, размещаемую пользователями, говорится в пояснительной записке к проекту.

"Социальная сеть", по законопроекту, – это сайт, предоставляющий зарегистрированным на нем физическим лицам (пользователям) возможность самопрезентации, а также отражения, построения и организации социальных связей посредством регистрации профилей (аккаунтов/блогов) и дальнейшего взаимодействия между ними.