ПРАВО.ru
Новости
9 марта 2016, 20:47

Пассажирский транспорт может исчезнуть с неприбыльных маршрутов

Пассажирский транспорт может исчезнуть с неприбыльных маршрутов
Фото с сайта splogs.ru

Группа депутатов Госдумы подготовила законопроект, которым частным перевозчикам разрешается самостоятельно определять маршруты следования пассажирского транспорта без согласования с органами власти. Юристы прогнозируют, как инициатива может повлиять на состояние пассажирского транспорта.

Документом вносятся изменения в ФЗ № 220 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Сейчас власти выдают разрешение на открытие и закрытие маршрутов коммерческих перевозчиков. Депутаты предлагают перевозчикам лишь уведомлять органы власти о намерениях следовать по самостоятельно определенному маршруту. Необходимость согласовывать маршруты с властями, по мнению авторов законопроекта, расходится с принципами предпринимательской деятельности, установленными Гражданским кодексом РФ.

Вероятность принятия данного нововведения крайне мала, считают юристы ГК "Крикунов и партнеры". Объясняется это тем, что предложенные поправки могут повлечь за собой негативные последствия как для качества транспортного обслуживания, так и для региональных и муниципальных бюджетов. "Ключевой показатель в рассмотрении этого вопроса – прибыльность участков маршрутов общественного транспорта, – говорит гендиректор группы компаний Андрей Лебедев. – Часть маршрутов приносит транспортным компаниям высокую прибыль, в некоторых случаях превышающую 50 % в чистом виде. Но отдельные участки, несмотря на низкую окупаемость, требуют регулярного транспортного обслуживания населения в соответствии с социальными обязательствами власти". 

Полномочия власти по утверждению маршрутной сети позволяют, с одной стороны, сбалансировать прибыльность на уровне коммерчески привлекательной для частных перевозчиков (12–20%), а с другой – обязать перевозчиков удовлетворить потребности населения в транспортном обслуживании. При такой модели необходимость в бюджетном финансировании пассажирских перевозок сводится к минимуму, отмечают юристы.

Если же частные компании получат право самостоятельно устанавливать маршруты следования, некоторые участки из-за низкой прибыльности они могут и вовсе оставить без внимания, прогнозируют эксперты. Такие маршруты будут либо обслуживаться за счет субсидий из бюджета, либо, если средств недостаточно, прекратят движение.