ПРАВО.ru
Новости
19 апреля 2016, 19:13

ФАС оштрафовала "Перекресток" за обмен дисконтных карт "Азбуки вкуса"

ФАС оштрафовала "Перекресток" за обмен дисконтных карт "Азбуки вкуса"
Фото Право.Ru

Московское управление ФАС оштрафовала торговый дом "Перекресток", предлагавший покупателям отказаться от дисконтных карт гастронома-конкурента в обмен на бонусные баллы, сообщает пресс-служба антимонопольного органа.

В начале зимы внимание УФАС привлекла акция, проходившая в сети магазинов "Зеленый перекресток". Ее участникам предлагалось бесплатно обменять дисконтные карты гастрономов "Азбука вкуса" на накопительные карты "Особое отношение" торгового дома "Перекресток". При этом в качестве бонуса на новые карты покупателям зачислялось 10 000 подарочных баллов, которые можно использовать для оплаты своих покупок.

Антимонопольный орган пришел к выводу, что действия торговой сети "Перекресток" могут нанести убытки ООО "Азбука вкуса" и ООО "Городской супермаркет", владеющим магазинами "Азбука вкуса", – акция фактически является предложением перестать посещать эти магазины.

В конце марта УФАС признала ЗАО "Торговый дом "Перекресток" нарушившим ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции. По итогам рассмотрения дела, возбужденного по ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ, компания оштрафована на 300 000 рублей.

Проблема, ставшая предметом рассмотрения УФАС, весьма интересной с правовой точки зрения кажется юристу "Хренов и партнеры" Михаилу Будашевскому: "Провести грань между обычным стимулированием потребителей и недопустимой дискредитацией прямого конкурента действительно достаточно сложно. Пожалуй, это тот случай, когда некую определенность должна внести судебная практика, с тем чтобы участники оборота могли четко представлять пределы дозволенного поведения и риски, связанные с их нарушением".

ТД "Перекресток" – не первый, кто пытался переманить клиентов из "Азбуки вкуса", говорит генеральный директор "Зуйков и партнеры" Сергей Зуйков: "Некоторое время назад только открывшаяся сеть супермаркетов “Globus Gurme” делала что-то подобное. Конечно же, подобные действия магазина, касающиеся переманивания клиентов из других магазинов, нужно воспринимать как недобросовестную конкуренцию. В связи с чем решение УФАС абсолютно обосновано". С ним соглашается и юрист коммерческой группы VEGAS LEX Ксения Подгузова. По ее словам, дела со схожими фактическими обстоятельствами уже рассматривались столичным УФАС ранее, и по ним были вынесены аналогичные решения, что "свидетельствует о единообразии складывающейся практики и о возможности для участников рынка заранее оценить все правовые риски".

Проведение рекламной компании попадает под определение п. 9 ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции", считает партнер "Делькредере" Анастасия Тараданкина. По ее мнению, антимонопольные органы справедливо расценили действия "Перекрестка" как недобросовестную конкуренцию: "Этот пример, вероятно, можно отнести к примерам недобросовестной конкуренции "в иных формах", которая выделена Четвертым антимонопольным пакетом в отдельный состав (ст.14.8). Незаконность таких действий должна была быть достаточно очевидной для компании-нарушителя. Ведь квалификацию действиям по обмену карт как недобросовестной конкуренции ранее уже дали не только антимонопольные органы, но и подтвердили арбитражные суды - например, дела № А40-124792/2015 и № А40-902236/13".