ПРАВО.ru
Новости
21 июня 2016, 20:12

Арбитражный суд г. Москвы рассмотрит иск фонда UCP к «Транснефти» на 97,2 млн руб

Арбитражный суд г. Москвы рассмотрит иск фонда UCP к «Транснефти» на 97,2 млн руб

Арбитражный суд города Москвы 29 июня рассмотрит дело по иску UCP Industrial Holdings Ltd. (UCP) к ОАО «АК «Транснефть» (А40-56150/16-159-472) о взыскании недоплаченных дивидендов по привилегированным акциям за 2013 год. Фонд UCP Ильи Щербовича, которому принадлежит крупный пакет привилегированных акций «Транснефти», судится с компанией, так как дивиденды по ценным бумагам оказались ниже, чем по обыкновенным.

Уставный капитал нефтяной компании «Транснефть» состоит из обыкновенных и привилегированных акций. Обыкновенные акции (78% уставного капитала) находятся в собственности Российской Федерации, привилегированные акции (22%) обращаются на бирже и принадлежат разным портфельным инвесторам. Доходность акций «Транснефти» не превышает 1%.                                                   

В 2014 году «Транснефть» объявила и выплатила дивиденд по привилегированной акции в размере меньшем, чем по обыкновенной. UCP как держатель пакета привилегированных акций Транснефти посчитал выплату таких дивидендов нарушением своих прав и обратился в суд.

В обоснование иска (копия имеется в распоряжении редакции Право.ru) UCP ссылается на положение законодательства о рынке ценных бумаг о том, что права по ценной бумаге не могут быть изменены без внесения изменений в решение о выпуске, и поскольку решение о выпуске привилегированных акций не менялось с момента его принятия при приватизации в 1996 году, то и объем прав по привилегированной акции с тех пор также должен был оставаться прежним. Под прежним объемом, прежде всего, понимается право владельцев привилегированных акций на дивиденд в размере, не меньшем чем дивиденд по обыкновенной акции. Такое право следует из приватизационного законодательства, действовавшего на дату приватизации «Транснефти» и выпуска привилегированных акций.

По комментариям пресс-службы, компания «Транснефть» считает указанные претензии безосновательными и придерживается строго формального подхода, закрепленного в текущей редакции устава, которая технически не содержит формулировки о доплате дивидендов на привилегированные акции.

Уровень дивидендных выплат
 

По закону такие акции, размещаемые в порядке приватизации в пользу работников трудовых коллективов, не должны уступать по уровню дивидендных выплат акциям обыкновенным: для всех приватизированных предприятий обязательному применению подлежал «типовой устав», утвержденный Указом Президента РФ №721 от 01.07.1992 года, п. 5.3 которого предусматривал, что, «если сумма дивидендов, выплачиваемая Акционерным обществом по каждой обыкновенной акции в определенном году, превышает сумму, подлежащую выплате в качестве дивидендов по каждой привилегированной акции типа А, размер дивиденда, выплачиваемого по последним, должен быть увеличен до размера дивиденда, выплачиваемого по обыкновенным акциям».

Пункт о доплате, как следует из сообщений СМИ, содержался  в одной из редакций устава «Транснефти», а именно в редакции 1998 года, которая содержала абз. 3 пункта 12.3., согласно которому «если дивиденд, выплачиваемый на одну обыкновенную акцию, превышает подлежащий к выплате дивиденд по привилегированной акции, то размер дивиденда по привилегированной акции должен быть увеличен до размера дивиденда, выплачиваемого по обыкновенной акции». Этот пункт выбыл из последующих редакций устава «Траснефти».

Изменения устава «Транснефти» в контексте применимых приватизационных норм уже имели место: как следует из решений кассационных инстанций по делам КА-А40/2804-00 и КА-А40/6471-00, в 1998 году компания сначала исключила из устава положение о том, что для внесения изменений в устав, затрагивающих права по привилегированным акциям, требуется 2/3 голосов привилегированных акций, а в 1999 году голосами привилегированных акций в количестве меньшем, чем 2/3, изменила устав, сократив дивидендные выплаты на несколько порядков. В тот раз суд однозначно установил, что к «Транснефти» полностью применим типовой устав, утвержденный Указом Президента № 721 от 01.07.1992 года. 

Мнение экспертов
 

Непонятно, на что в случае с иском UCP рассчитывает «Транснефть», сетует Роман Ходыкин, партнер лондонского офиса Berwin Leighton Paisner LLP, ведь никаких новых аргументов у Транснефти с 2001 года (решение кассационной инстанции по делу КА-А40/6471-00) появиться не могло: «Если к Транснефти применим утвержденный президентским указом «типовой устав» акционерного общества, а именно это и стало основным результатом судов в конце 90-х – начале 2000х годов, то, значит, к Транснефти применим и пункт о том, что дивиденды по привилегированным акциям не могут быть ниже дивидендов по обыкновенным акциям», комментирует специалист. 

Иван Сезин, юрист московского бюро международной юридической фирмы «Фрешфилдс Брукхаус Дерингер ЛЛП», считает, что ссылка UCP на законодательство о рынке ценных бумаг абсолютно правомерна: «Не важно, что в отношении прав по ценным бумагам говорит устав акционерного общества, он всего лишь дублирует положения соответствующих эмиссионных документов, а права по ценным бумагам определяются именно эмиссионными документами». По закону о рынке ценных бумаг № 39-ФЗ от 20.04.1996, эмиссионная ценная бумага закрепляет имущественные права в том объеме, в котором они установлены в решении о выпуске данных ценных бумаг, и в соответствии с законодательством, напоминает эксперт: «Пока нет регистрации изменений в эмиссионные документы, ни о каком изменении прав по ценным бумагам не может быть и речи».

Поскольку привилегированные акции Транснефти были выпущены в рамках приватизации, то к ним в полной мере применимо законодательство о приватизации, действовавшее в то время, полагает Алексей Панич, партнер Адвокатского бюро "Герберт Смит Фрихилз". При этом нормы приватизационного законодательства имеют приоритет над положениями закона об акционерных обществах, что закрепляет сам закон в п. 5 ст.1. Иными словами, если при выпуске акций в рамках приватизации было закреплено правило о доплате дивидендов на привилегированные акции до уровня выплат дивидендов на обыкновенные акции, то такое правило о доплате безусловно продолжает действовать.

По мнению Ольги Бенедской, адвоката, советника коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры», конечно, не исключено, что могли быть какие-то особенности в приватизации «Транснефти», однако вряд ли такие особенности настолько «особенны», чтобы выводить компанию из общей орбиты приватизаций конца 90-х годов, считает эксперт: «Вместе с «Транснефтью» приватизировались и другие нефтяные компании, это и «Сургутнефтегаз», и «Татнефть», и «Башнефть», однако никакие гипотетические особенности не мешают каждой из указанных компаний продолжать применять приватизационное правило о доплате дивиденда на 1 привилегированную акцию в случае, если на 1 обыкновенную акцию дивиденд оказывается выше».