ПРАВО.ru
Новости
12 августа 2016, 12:58

СБ предложил правительству проект развития Сибири стоимостью $220 млрд

СБ предложил правительству проект развития Сибири стоимостью $220 млрд
Сибирский федеральный университет

Совет безопасности РФ и академик РАН Александр Некипелов вынесли на обсуждение в правительство проект системы транспортно-логистических коридоров, соединяющих Транссиб, БАМ и Северный морской путь, передает "Коммерсантъ".

Проект "Единая Евразия" стоимостью $220–240 млрд предполагает стимулирование развития Сибири, Дальнего Востока и Арктики, а США и страны Запада может стимулировать снятие санкций с России в обмен на участие.

Согласно документации, проект предполагает создание двух транспортно-логистических коридоров протяженностью 9,6 тысяч км с опорой на Северный морской путь, новую скоростную железнодорожную магистраль на базе Восточного полигона ОАО РЖД (Транссиб и БАМ) и сеть транспортно-перегрузочных узлов. Также предусмотрено создание в Сибири, на Дальнем Востоке и Арктике транспортно-логистическая инфраструктуры с использованием водных маршрутов, авиационных хабов, сети быстровозводимых взлетно-посадочных полос для малой авиации и даже дирижаблей большой грузоподъемности и дальности полета. Как считают авторы проекта, это позволит освоить территории, создать высокотехнологичные производства, развить трудовую миграцию, туризм и "закрепить" население через 7 млн рабочих мест.

Проект предполагается полностью завершить к 2035 году. К проекту предлагается привлечь Китай, а также США и страны Европы, которые взамен могли бы отменить санкции, говорится в документе.

Однако единственной подробно описанной составляющей в проекте стала программа создания транспортных дирижаблей типа АТЛАНТ (от "аэростатический транспортный летательный аппарат нового типа"). Они призваны обеспечить грузопоток между Северным морским путем и Транссибом. Разработчик  – "Воздухоплавательный центр "Авгуръ", грузоподъемность дирижаблей – до 16 тонн, дальность полета – 2–5 тысячи км. Ориентировочная стоимость проекта – 3,2 млрд рублей с учетом НИОКР. С 2016 года на проект определены субсидии в 800 млн рублей на основе софинансирования, ведутся поиски инвестора. Строительство завода для серийного выпуска АТЛАНТа оценено в 8–10 млрд рублей, он может быть построен за 2–2,5 года и выпускать от двух до десяти дирижаблей в год. Проект получил поддержку грантового комитета фонда "Сколково".

Авторы проекта считают, что экономический эффект от использования дирижаблей должен повысить привлекательность стратегического транспортного коридора Стоимость одного дирижабля в серийном производстве не превысит $30 млн, и одно такое воздушное судно сможет заменить пять вертолетов Ми-8, которые сейчас применяются на Крайнем Севере. Дирижабль можно окупить менее чем за четыре года, а прямая экономия составит около $8 млн в год за счет разницы стоимости летного часа по сравнению с вертолетами (стоимость тонно-километра у дирижабля – 24–35 рублей против 115 рублей у Ми-8).

Расмотреть предложение директора Московской школы экономики МГУ академика РАН Александра Некипелова о "создании пространственных транспортно-логистических коридоров" для соединения ЕС и АТР предложил вице-премьеру Аркадию Дворковичу Совет безопасности РФ. Основная цель проекта – создание условий "для выхода страны на новый социально-экономический уровень за счет глубокого освоения Сибири, Дальнего Востока и Арктики".