ПРАВО.ru
Новости
10 ноября 2016, 19:04

Думский комитет раскритиковал правку УК и УПК по защите бизнеса от преследования

Думский комитет раскритиковал правку УК и УПК по защите бизнеса от преследования
Фото с сайта www.agregator.pro

Думский комитет по госстроительству и законодательству дал заключение на президентский законопроект, ужесточающий ответственность правоохранителей за незаконное преследование предпринимателей. 

Документом, разработанным бизнес-омбудсменом Борисом Титовым и внесенным Владимиром Путиным на рассмотрение нижней палаты парламента в конце октября (см. "Путин за предпринимателей: силовикам грозит до 10 лет колонии за отъем бизнеса"), предусматривается изложение в новой редакции ст. 299 УК (привлечение заведомо невинного к уголовной ответственности). Если сейчас в первой её части санкция предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы, то поправки увеличивают его до семи лет. Во второй части той же 299-й статьи устанавливается повышенная ответственность за незаконное преследование как в случае, если оно соединено с обвинением в тяжком или особо тяжком преступлении, так и если оно повлекло причинение крупного ущерба – на сумму свыше 1,5 млн руб. Минимальную санкцию за это предлагается поднять с трех до пяти лет, максимальная останется на том же уровне – в 10 лет. Также появляется третья часть (незаконное возбуждение уголовного дела, если это деяние совершено в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной или иной личной заинтересованности) с наказанием до 10 лет лишения свободы и вносится правка в ст. 151 УПК – согласно ей, расследование преступлений по ст. 169 УК (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности) планируют передать от полицейских следователям СКР.

Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, все чаще уголовные дела заводятся не в отношении конкретного бизнесмена, а по факту совершения преступления, после чего прекращаются. За время следствия подозреваемые утрачивают бизнес (см. "Путин поручит защитить бизнес от уголовного преследования"). В пресс-службе Титова отмечали, что число "придуманных" дел против бизнесменов зашкаливает, а "люди в погонах просто зарвались". 

Комитет ГД по итогам рассмотрения документа обратил внимание на то, что доработка нужна ч. 3 ст. 299 УК: в предлагаемых поправках неясно, кто является субъектом преступления – следователь, незаконно возбудивший дело, сотрудники органов дознания, предоставившие ему недостоверную информацию, или же прокурор, не отреагировавший должным образом на поступившее к нему для утверждения незаконное постановление. "Неопределенность с субъектом этого вида преступления и понятия "иная личная заинтересованность" повлечет отказ следователей от возбуждения уголовных дел экономической направленности из-за риска самому быть привлеченным к уголовной ответственности", – замечают эксперты.

Кроме того, при проверке сообщения о преступлении следователь вправе истребовать документы и предметы, изымать их или же назначать судебную экспертизу. В соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК она может продолжаться до 30 суток и, следовательно, может быть направлена на воспрепятствование предпринимательской деятельности, однако ответственность за эти деяния проектом не устанавливается.