ПРАВО.ru
Новости
9 декабря 2011, 12:24

КС устранил бессрочность домашнего ареста раньше законодателя

КС устранил бессрочность домашнего ареста раньше законодателя

Конституционный Суд РФ признал неконституционной норму статьи 107 УПК РФ, благодаря которой в России можно было содержать подследственного и подсудимого под домашним арестом фактически без ограничения срока. Постановление устраняет ошибку законодателей, но имеет, скорее, символическое значение, поскольку с 1 января 2012 года в силу вступает новая редакция этой статьи, которая снимает неопределенность относительно длительности применения подобной меры пресечения, породившую порочную судебную практику.

Поводом к рассмотрению дела стала жалоба гражданина Эстонии Александра Федина, который по обвинению в мошенничестве и участии в преступном сообществе провел полтора года в СИЗО и после этого еще более полугода под домашним арестом. Мера пресечения в виде домашнего ареста ему была выбрана после того, как истек предельный срок содержания под стражей (18 месяцев). Надзорные жалобы защитника Федина на постановление судьи Смольнинского районного суда города Санкт-Петербурга о замене меры пресечения с заключения под стражу на домашний арест были оставлены без удовлетворения. Следователь также отказал адвокату в удовлетворении ходатайства об отмене домашнего ареста. 

В связи с этим Федин обратился в КС с жалобой, в которой указывал, что статьи 107 и 109 УПК РФ противоречат Конституции, поскольку допускают существенное превышение установленного законом предельного срока содержания под стражей и несоразмерно ограничивают его право на свободу и личную неприкосновенность. 

По поводу статьи 109 УПК РФ ("Сроки содержания под стражей") КС РФ был лаконичен, отметив, что "по смыслу пункта 2 части 10 и части 12 этой статьи, в срок содержания под стражей… засчитывается время домашнего ареста. Тем самым положения статьи, будучи гарантией обеспечения конституционного права граждан на свободу и личную неприкосновенность при применении меры пресечения в виде заключения под стражу, не могут рассматриваться как нарушающие в конкретном деле заявителя его конституционные права в указанном им аспекте". В связи с этим КС прекратил производство по жалобе в части, касающейся проверки конституционности статьи 109 УПК РФ.

Более детально судьи КС РФ остановились на оценке норм статьи 107 УПК РФ "Домашний арест", касающейся сроков назначения такой меры пресечения. В действующем УПК срок домашнего ареста, порядок его установления, продления, а также его предельная продолжительность не указаны. На него также не распространяются ограничения, установленные для содержания под стражей, он никак не регламентируется статьей 109 УПК об исчислении и продлении сроков содержания под стражей, несмотря на то, что применяется лишь при наличии оснований и в порядке, установленных для заключения под стражу.

В первую очередь судьи КС напомнили свое постановление от 24 июня 2009 года №11 и определение от 14 июля 1998 года №86, согласно которым никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком продолжительный срок, а законодатель обязан установить четкие и разумные временные рамки допускаемых ограничений прав и свобод. Также КС обратил внимание на то, что домашний арест предполагает нахождение гражданина в изоляции и невозможность свободной реализации им своих прав, и, исходя из этого, к этой мере пресечения применимы общие принципы, относящиеся к лишению свободы.

В результате оценки норм статьи 107 УПК судьи КС РФ установили, что действующий уголовно-процессуальный закон допускает возможность применения домашнего ареста с превышением установленных для содержания под стражей (ч.2 и ч.3 ст.109 УПК) предельных сроков – вплоть до вынесения судом приговора. Это возможно в том случае, если отсутствуют основания для изменения человеку избранной  для него меры пресечения. При этом "не исключается пребывание лица под домашним арестом с превышением не только предельных сроков содержания под стражей.., но и сроков наказания… [Это] противоречит закрепленному в ст. 49 Конституции РФ принципу презумпции невиновности, по смыслу которого до вступления в законную силу обвинительного приговора на подозреваемого, обвиняемого не могут быть наложены ограничения, в своей совокупности сопоставимые по степени тяжести, в том числе срокам, с уголовным наказанием, а тем более превышающие его", — говорится в постановлении № 27 от 6 декабря 2011 года КС РФ.

В нем КС РФ также ссылается на правоприменительную практику норм статьи 107 УПК РФ, согласно которой срок применения домашнего ареста не ограничивается. В частности, это подтверждается постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 года № 22 "О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста", согласно которому избранная на стадии предварительного расследования мера пресечения в виде домашнего ареста продолжает действовать на всем протяжении предварительного расследования и нахождения уголовного дела у прокурора с обвинительным заключением, а также в суде при рассмотрении дела. При этом некоторые суды общей юрисдикции применяют положения статьи 107 УПК РФ, устанавливая и продляя срок домашнего ареста по правилам статьи 109 этого кодекса.

"Между тем такая практика… не свидетельствует о том, что оспариваемые законоположения отвечают требованиям определенности, точности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования", — говорится в тексте Постановления № 27 от 6 декабря 2011 года КС РФ.

Еще одной особенностью действующего УПК оказалось то, что лица, соблюдающие условия домашнего ареста, ставятся в худшее положение по сравнению с лицами, скрывшимися от органов расследования или иным образом не выполняющими [установленные] условия [домашнего ареста]. "В отношении лиц, скрывшихся от органов расследования или иным способом нарушивших условия домашнего ареста, изменение меры пресечения на более строгую (заключение под стражу) невозможно, поскольку в соответствии с пунктом 2 части 10 этой статьи время домашнего ареста включается в совокупный срок содержания под стражей как его составная часть, а при достижении предельных сроков содержания под стражей дальнейшее продление таких сроков не допускается", — говорится в постановлении №27. 

КС РФ отмечает, что "положения статьи 107 УПК РФ – как сами по себе, так и во взаимосвязи с другими положениями Кодекса, – порождают неопределенность в вопросе и о продолжительности домашнего ареста, и о порядке его продления, и о сроке, по истечении которого дальнейшее продление невозможно, и тем самым позволяют устанавливать временные пределы ограничения конституционного права на свободу и личную неприкосновенность в произвольном порядке и исключительно по правоприменительному решению".

В связи с этим КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения статьи 107 УПК РФ "в той мере, в какой они не конкретизируют срок, на который избирается мера пресечения в виде домашнего ареста, не определяют основания и порядок его продления и не ограничивают предельную продолжительность пребывания лица под домашним арестом, в том числе с учетом срока содержания под стражей в качестве меры пресечения". 

Федеральному законодателю следует установить правила назначения и продления домашнего ареста, а также его предельную продолжительность, которые бы обеспечивали эффективный судебный контроль — наказал КС. До внесения соответствующих изменений предельный срок нахождения под домашним арестом, а также под стражей и домашним арестом не может превышать 18 месяцев. Назначение домашнего ареста и продление его сроков должны осуществляться по правилам статьи 109 УПК РФ, регулирующей содержание под стражей.

*****

Вчера официально был опубликован Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Закон вводит новую редакцию статьи 107 УПК РФ "Домашний арест" (вступит в силу с 1 января 2012 года). В ней подробно расписаны основания и порядок применения к подозреваемым и обвиняемым такой меры пресечения. Так, домашний арест может избирается в качестве меры пресечения на срок до двух месяцев. В случае невозможности закончить предварительное следствие в этот срок и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения, срок домашнего ареста может быть продлен по решению суда в порядке, установленном статьей 109 УПК, с учетом особенностей, определенных этой статьей на максимальный срок в 18 месяцев. Домашний арест в качестве меры пресечения применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого по решению суда в порядке, установленном статьей 108 УПК.