ПРАВО.ru
Новости
1 февраля 2012, 17:26

Госдума позволит российским участникам ряда коммерческих сделок выбирать право любого государства

Госдума позволит российским участникам ряда коммерческих сделок выбирать право любого государства
Фото Право.Ru

Сегодня Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, позволяющий российским участникам коммерческих сделок, касающихся авиаоборудования, договориться с контрагентом о выборе права любой страны, в рамках которого будут регулироваться их договорные отношения, сообщается в материалах ГД.

По информации правительственной пресс-службы, проект федерального закона № 14653-6 "О заявлении Российской Федерации в связи с Протоколом по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования" предусматривает применение РФ положений статей VIII и XIII Протокола по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования.

Федеральный закон "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Протоколу по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования" предусматривает присоединение к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Протоколу с рядом заявлений, позволяющих российским авиапроизводителям, авиаперевозчикам и финансовым организациям получить определенный положительный экономический эффект (гарантии и скидки) при осуществлении сделок (покупка/продажа/лизинг) с авиаоборудованием.

Целью законопроекта является создание условий для получения российскими участниками сделок с авиационным оборудованием, использующими обеспечительный механизм международных гарантий, предусмотренный Конвенцией и Протоколом, максимально возможных скидок по кредитам, предоставленным в целях финансирования таких сделок.

В соответствии с пунктом 1 статьи XXX Протокола договаривающееся государство может при его ратификации, принятии, утверждении или присоединении заявить, что оно будет применять любую одну или несколько из статей VIII, XII и XIII Протокола. При этом согласно пункту 1 статьи XXXIII Протокола любое государство-участник может сделать последующее заявление в любое время после даты вступления в силу для него Протокола путем уведомления об этом депозитария. Учитывая, что Протокол вступил в силу для Российской Федерации 1 сентября 2011 года, Россия вправе сделать заявления о применении статьи VIII Протокола.

Статья VIII Протокола закрепляет право сторон в сделке договориться относительно применимого права, то есть выбрать право любого государства, в соответствии с которым должны регулироваться полностью или частично их договорные отношения.

Это отличается от положений Гражданского кодекса, в соответствии со статьей 1213 которого к договорам в отношении находящегося на территории страны недвижимого имущества, к которому относятся и воздушные суда, безоговорочно применяется только российское право.

Изменение этого принципа возможно. Так, уже сейчас к абсолютному большинству сделок с иностранным элементом применимо, если стороны об этом договорились, иностранное право, и это не является препятствием для рассмотрения споров, возникающих из таких сделок, в российских судах.

В соответствии со статьей XIII Протокола должник выдает кредитору безотзывное полномочие на дерегистрацию и вывоз авиационного объекта. Лицо, в пользу которого выдано такое безотзывное полномочие, является единственным лицом, которое вправе обращаться по вопросу исключения воздушного судна из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, а также добиваться вывоза и физического перемещения авиационного объекта с территории страны, на которой он находится, в случае нарушения контрагентом своих договорных обязательств.

Принятие законопроекта потребует внесения изменений в Воздушный кодекс, ряд актов Правительства и Минтранса России с целью создания механизма исключения воздушного судна из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации (дерегистрации) на основании безотзывного полномочия на дерегистрацию и вывоз, а также регистрации уполномоченным государственным органом безотзывного полномочия на дерегистрацию и вывоз.

"Изменения таможенного законодательства не потребуется. Однако реализация указанных положений Протокола предполагает со стороны бизнес-сообщества выработку практики договорных отношений с иностранными участниками, осуществляющими финансирование/кредитование соответствующих сделок", — отмечают разработчики законопроекта. Так, в соответствии со статьей 186 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные лица могут осуществлять ввоз товара только в случае наличия у них права распоряжения товарами в отсутствие внешнеэкономической сделки. В этой связи положение статьи XIII в части вывоза авиационного объекта иностранным лицом с таможенной территории Таможенного союза может быть реализовано, только если договор (контракт), в обеспечение которого было выдано "безотзывное полномочие", расторгнут.

С учетом Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" предусмотренное законопроектом заявление оформляется посредством федерального закона.