ПРАВО.ru
Новости
13 декабря 2012, 21:16

Кассация обобщила практику разрешения споров грузоотправителей и перевозчиков

Кассация обобщила практику разрешения споров грузоотправителей и перевозчиков

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа представил на своем сайте итоговую справку по обобщению судебной практики по вопросам в сфере транспортной деятельности.

Этот документ утвержден на заседании президиума ФАС ЗСО 30 ноября 2012 года и в настоящее время направлен на заключение в Высший арбитражный суд РФ.

Так, в обобщении ФАС ЗСО, в частности, отвечает на вопрос, является ли основанием для отказа в удовлетворении требований перевозчика о взыскании с грузоотправителя штрафа по статье 98 Устава железнодорожного транспорта РФ тот факт, что искажение сведений о массе перевозимого груза было установлено в отношении не всех указанных в транспортной накладной вагонов, а только части из них?

В силу пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса РФ, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке, стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Из статьи 26 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" следует, что при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест. Определение массы грузов, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.

Перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (статья 27 Устава железнодорожного транспорта).

Названным нормативным актом предусмотрена ответственность грузоотправителей за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (статья 98 Устава железнодорожного транспорта), а также ответственность за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера (статья 102 Устава железнодорожного транспорта).

Согласно пункту 10 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 № 43, за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).

При обнаружении превышения грузоподъемности перевозчиком составляется акт общей формы на проверку массы груза, при необходимости коммерческий акт о несоответствии массы груза в вагоне, контейнере данным, указанным в перевозочном документе, с учетом погрешности весоизмерительных приборов.

При этом, согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в пункте 28 постановления Пленума от 06.10.2005 № 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", при возникновении между грузоотправителем и перевозчиком спора, связанного с взысканием перевозчиком штрафа, предусмотренного статьей 98 Устава железнодорожного транспорта, арбитражным судам следует иметь в виду, что штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов, особых отметок, сведений о грузах, их свойствах, в результате чего снизилась стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения, вызвавшего одно из названных последствий.

Как отмечает кассационный суд, из анализа указанных норм права и разъяснений ВАС РФ следует, что условиями для возложения гражданско-правовой ответственности за искажение наименования груза в транспортной железнодорожной накладной в виде штрафа являются: факт нарушения — искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов либо иных сведений о них; негативные последствия, заключающиеся в снижении стоимости перевозок грузов или возможном возникновении обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; причинно-следственная связь между нарушением и последствиями. Обязанность доказывания указанных обстоятельств возложена законом на истца.

При разрешении вопроса о доказанности допущенного грузоотправителем нарушения, предусмотренного статьей 98 Устава железнодорожного транспорта, в случае отправки груза сразу несколькими вагонами, необходимо исходить из того, что выявленное превышение груза в одном вагоне свидетельствует об искажении в транспортной железнодорожной накладной сведений об общей массе груза, занижающее количество требуемых для его перевозки вагонов с соблюдением правил 
грузоподъемности, что не может не влиять на безопасность и стоимость перевозки, которая определяется грузоподъемностью вагона.

Данный подход обосновывается тем, что в соответствии со статьей 27 Устава железнодорожного транспорта перевозчик имеет право проверять достоверность массы груза и других сведений, указанных грузоотправителем в транспортных железнодорожных накладных.

В силу пункта 3 статьи 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Из совокупности названных норм права следует, что достоверность сведений, указанных грузоотправителем в отношении массы груза тех вагонов, правом на проверку которых грузоперевозчик не воспользовался, предполагается, и, соответственно, дополнительного взвешивания всех вагонов в данном случае не требуется, резюмирует ФАС Западно-Сибирского округа.

С полным текстом итоговой справки ФАС ЗСО по обобщению судебной практики по вопросам в сфере транспортной деятельности можно ознакомиться здесь.