ПРАВО.ru
Новости
4 июня 2013, 19:58

Магнитский не нанимал инвалидов в калмыцкие компании Браудера

Магнитский не нанимал инвалидов в калмыцкие компании Браудера
Фото с сайта moscowforum.net

Прокуратура закончила представлять доказательства, и сегодня Тверской райсуд предоставил слово защите Сергея Магнитского и Уильяма Браудера, которых обвиняют в уклонении от уплаты налогов за 2001 год (ст. 199 ч.2 УК). Адвокат Уильяма Браудера Кирилл Гончаров огласил протоколы допроса Магнитского в СИЗО за 2008-2009 годы. В них погибший отрицает свою причастность к работе калмыцких ООО "Дальняя степь" и "Сатурн Инвестмент" и обвиняет МВД в заказном характере его уголовного преследования. 

Прокуратура утверждает, что в 2001 году две калмыцкие фирмы Уильяма Браудера уклонились от уплаты налогов на 523 млн руб. Незаслуженные налоговые льготы, по версии обвинения,  ООО "Дальняя степь" и "Сатурн Инвестмент" получили, наняв в штат более 50% инвалидов (двух из трех сотрудников фирм) и заручившись статусом компаний, осуществляющих инвестиции в экономику Калмыкии. Версию обвинения подтверждал и выступивший в суде однокурсник Сергея Магнитского. По его словам, юрист использовал его схему ухода от налогов, фиктивно нанимая инвалидов.

"Я не занимался трудоустройством сотрудников указанных обществ, однако не исключаю, что по просьбе клиента [Браудера, — "Право.Ru"] мог готовить какие-то документы, касающиеся деятельности ООО, — заявил Магнитский на допросе в ноябре 2008 года. – Я лично знал Цидеева и Биткиева [сотрудники этих фирм], познакомился с ними в 2002 году в Элисте в связи с возникшим спором обществ с налоговой инспекцией. Но решений [о найме сотрудников в фирмы Браудера] не принимал".

В другом допросе от 25 ноября 2008 года Магнитский называет данные о своих поездках в Элисту с 1999 года по март 2002 года "ложными": "в городе я не бывал, не мог просить кого-либо подыскать граждан, являющихся инвалидами для формального замещения должностей" в ООО "Дальняя степь" и "Сатурн Инвестмент". "Утверждение, что я фактически руководил [их] действиями – ложное. Фонд [Hermitage Capital, — "Право.Ru"] инвестировал денежные средства в ценные бумаги, никаких сделок с ценными бумагами от имени указанных обществ я не совершал", — заявил Магнитский следователю.

В дальнейшем Магнитский, ссылаясь на 51 ст. Конституции, отказывался давать показания. "Магнитский пишет: вину не признаю, характер и основания обвинения не объявлены. Прошу разъяснить мне основания обвинения как требуется в соответствии с ч. 3 ст. 6 Конвенции о защите прав человека. [Неясно] какую роль мне вменяют. В постановлении противоречиво указано, что я организатор, пособник и исполнитель", — зачитал адвокат Гончаров протокол допроса от 7 октября 2009 года.

"Уголовное преследование является репрессивной мерой: наказание для меня за помощь моему клиенту [Браудеру, — "Право.Ru"]", — утверждал Магнитский на одном из последних допросов. По его словам, в 2007 году следователь МВД Артем Кузнецов обратился к Уильяму Браудеру, а после того, как тот отказался от его услуг, сфабриковал против него уголовное дело. Во время обысков в Hermitage Capital оперативники изъяли "оригиналы всех учредительных и регистрационных документов, печати" фирм "Рилэнд", "Парфенион" и "Махаон".

"Непосредственно после изъятия началась деятельность по перерегистрации ООО на подставных лиц, после чего арбитражные суды Москвы и Санкт-Петербурга вынесли решения, позволяющие злоумышленникам получить похищенные средства", — заявлял Магнитский на допросе. По его данным, речь шла о незаконном возврате 5,4 млрд руб. налогов, "ранее заплаченных указанными обществами, когда они контролировались моим клиентом". "Сфабрикованное уголовное дело позволило изъять учредительные документы и решить правомерных собственников контроля за обществом". Магнитский также обвинил сотрудников МВД в причастности к хищению бюджетных средств.

Сергей Магнитский скончался в СИЗО "Матросская Тишина" 16 ноября 2009 года. Президентский совет по правам человека пришел к выводу, что в тюрьме ему не оказывали необходимую медицинскую помощь. Его гибель в СИЗО повлекла за собой отставки почти двух десятков высокопоставленных сотрудников Федеральной службы исполнения наказания. В декабре 2009 года от должностей были освобождены начальники управления ФСИН по Москве Владимир Давыдов и управления службы по Московской области Петр Посмаков. Однако осужден никто не был. До суда дошел только бывший замначальника "Бутырки" (где несколько месяцев содержался Магнитский) по лечебно-профилактической работе Дмитрий Кратов, но прокурор не нашел в его действиях состава преступления по ч.2 ст. 293 УК ("халатность"). 28 декабря 2012 года Тверской суд его оправдал.