ПРАВО.ru
Новости
17 июня 2013, 18:37

Узник Гуантанамо, попавший и в российскую колонию, не смог оспорить правила тюремной профилактики

Узник Гуантанамо, попавший и в российскую колонию, не смог оспорить правила тюремной профилактики
Фото Право.Ru

Верховный суд прекратил производство по жалобе осужденного за подрыв газопровода в Бугульме Тимура Ишмуратова. Он просил признать частично недействующей инструкцию по профилактике правонарушений среди отбывающих наказание, утвержденную приказом Минюста от 20 ноября 2006 года. Ишмуратов считает, что она нарушает его права, позволяя "поставить на профилактический учет" осужденного подозреваемого или обвиняемого, склонных к совершению побега или "дезорганизации нормальной деятельности исправительных учреждений", как и любого другого преступления. Вступившего в законную силу приговора, определения или постановления суда о наличии у осужденного намерений совершить противоправные действия не требуется.

Накануне вступил в силу новый вариант спорного приказа, опубликованного в "Российской газете"5 июня 2013 года. Но и в старой, по мнению представителя Минюста Игоря Цаплина и прокурора Надежды Селяниной, ничего противоправного не было. "При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, что является особенностью правового положения осужденных", — заявил Цаплин. По словам чиновника, по инструкции на учет берутся граждане, ранее совершавшие побег или уже отбывающие наказание за него или за нарушение режима. На стадии же умысла побег и дезорганизация наказуемыми не являются, как не относящиеся к тяжким и особо тяжким преступлениям (ч.2 ст.30 УК). "Постановка на учет никаких ограничений не влечет и мерой наказания не является", — добавил он позднее. Однако это может быть не так. По крайней мере, Евгений Филин, ставший известным после громкой истории с его несостоявшимся исчезновением из СИЗО и оспаривавший решение о постановке на профилактический учет утверждал, что это могло повлиять на его приговор девять месяцев спустя, а впоследствии может повлиять и на решение об УДО. По словам матери Филина Татьяны, представляющей его интересы, после санкции его перевели в более тесную камеру. 

Селянина, в свою очередь, сказала, что документ в основном носит воспитательный характер и права заключенных не нарушает. Кроме того, по ее словам, "нормативный акт уже не действует и рассматривать нечего".

Причинами выпуска нового приказа никто серьезно не поинтересовался. На вопрос прокурора, чем отличаются инструкции, Цаплин ответил, что "практически ничем".

Ишмуратов, отбывающий в ИК-11 Кирово-Чепецка Кировской области, впервые был арестован в Афганистане в 2002 году. Тогда 27-летнего Ишмуратова задержали американские военные по подозрению в терроризме и на два года заточили в Гуантанамо. В 2004 году узника передали России, но на родине криминальных мотивов его путешествия в Афганистан не нашли, и Ишмуратов какое-то время спокойно проживал в родной Бугульме в Татарстане, пока в 2005 году его обвинили в подрыве с соучастниками городского газопровода.

28 сентября 2005 года Ишмуратов был оправдан коллегией присяжных Верховного суда Татарстана, но 17 января ВС РФ отправил дело на пересмотр и на этот раз его сочли виновным, приговорив к 11 годам и одному месяцу лишения свободы (по ч.3 ст. 205 УК РФ – терроризм и ч.3 ст. 222 УК – незаконное хранение оружия и взрывчатых веществ). Затем срок был сокращен до 8 лет, и на свободу Ишмуратов должен выйти 13 июля нынешнего года.

Сам он состоит по решению комиссии ИУ стоит на учете и по первому, и по второму основанию.