ПРАВО.ru
Новости
6 ноября 2013, 0:20

ВС отпускает двух "черных риелторов" домой на полгода раньше, чем хотел Мосгорсуд

ВС отпускает двух "черных риелторов" домой на полгода раньше, чем хотел Мосгорсуд

Коллегия судей Верховного суда рассмотрела апелляционную жалобу четверых осужденных за мошенничество с квартирами. В итоге двум женщинам — Марине Фурсовой и Светлане Романовой сроки наказания были уменьшены на полгода, двое же мужчин — Константин Тюгай и Александр Синичкин будут отбывать весь срок, назначенный летом Мосгорсудом.  

Согласно материалам следствия, группа черных риелторов с апреля 2005 года по март 2009 совершили 28 мошенничеств с куплей-продажей недвижимости. Организатора-лидера группировки под условным именем "Александр" (Саша Толстый) следователям пока установить и найти не удалось. Всего было задержано по данному делу девять человек, еще нескольких поймать пока не получилось. Первой заключили под стражу Марину Фурсову в 2009 году. Попались аферисы на том, что одна женщина, долго не переоформлявшая квартиру покойного мужа, решила это сделать и тут обнаружила, что жилье продано каким-то незнакомцам. В состав группы был также вовлечен частный нотариус Москвы Игорь Артюх, ведущий практику с 1994 года, присяжные заседатели в Мосгорсуде его оправдали. 

На основании обвинительного вердикта коллегии присяжных судья Николай Ткачук признал 35-летнего Константина Тюгая, 37-летнюю Марину Фурсову, 36-летних Максима Аристархова и Руслана Салимгареева, 25-летнего Андрея Цымбала, 26-летнего Владимира Фурсова, 42-летнюю Светлану Романову и 30-летнего Александра Синичкина виновными в совершении преступлений поч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой, в особо крупном размере). Кроме того, Тюгай и Цымбал осуждены по ч. 1 ст. 30 — ч. 4 ст. 159 УК РФ (приготовление к совершению мошенничества).

Фурсова и Тюгай, как сочли следователи, были основными помощниками "Саши Толстого".  Черные риелторы имели связи в регистрационных органах и поэтому им было легко регистрировать незаконные сделки, а от  "белых" коллег они получали необходмимую информацию о квартирах и их владельцах. Работали они  с поддельными документами. На жилье, хозяин которого умер. они изготавливали доверенность от имени покойного и продавали. Жертвами черных риелторов были также одинокие, как правило, сильно пьющие люди. Мошенники изготавливали от их имени поддельный договор купли-продажи.  

Тюгаю и Фурсовой было назначено по 10 лет колонии общего режима, Романовой — восемь с половиной лет, Синичкину семь, Аристархову пять. Салимгареев осужден на 5 лет условно с испытательным сроком 3 года, Цымбал — на 4 года условно с испытательным сроком 2 года, Фурсов на 3 года условно с испытательным сроком 2 года.

В Верховный суд апелляцию подали четверо — Фурсова, Тягай, Романова и Синичкин. По какой-то ошибке в заседании по видеосвязи и СИЗО (как и все остальные) участвовал и Максим Аристархов, которого приговор-то устраивал. Председательствующий 6-го состава ВС судья Михаил Шалумов объяснил Аристархову, что он имеет право высказать свое мнение и поддержать или не поддержать сотоварищей.

В своей жалобе адвокат Тюгая указал, что после провозглашения вердикта он не смог принять участие в обсуждении последствий, поскольку заболел и попал в больницу. "Однако разбирательство не было отложено, моему подзащитному без его согласия был назначен другой адвокат. Было нарушено право на защиту. Кроме того, присяжные не поверили, что Тягай действовал в группе мошенников. В напутственном слове — не было объяснено, что такое "группа лиц". Ни по одному инкриминируемому мошенничеству присяжные по получили сведения о  денежных средствах. Мы просим отменить судебное решение со стадии обсуждений последствий вердикта, и оправдать по одному эпизоду", — зачитывал председательствующий. Марина Фурцева пожаловалась, что наказание слишком сурово — она и так в СИЗО уже несколько лет, положительно характеризуется. Светлана Романова сообщила Верховному суду, что Мосгорсуд в своем приговоре не учел полное признание вины, раскаяние в содеянном, наличие иждивенца — престарелой мамы. А Синичкин заявил, что он лишь подделал паспорт и свидетельство о смерти, что не является инкриминируемым ему хищением путем мошенничества.

- Выводы в приговоре судьи противоречат вердикту. В вердикте было сказано — группа лиц решила обманным путем приобрести право собственности. А в приговоре — виновны в приобретении. Если бы правильно было в приговоре, то был бы и другой состав преступления. Тягай не приобретал право, не оформил на себя ни одну квартиру. Все квартиры оформлялись на несуществующие паспорта. Заявлений от потерпевших граждан не поступало. Мы принимаем вердикт, просим отменить приговор — на стадию обсуждений последствий вердикта. И просим переквалифицировать статью — на покушение на мошенничество. Кроме того, у моего подзащитного двое малолетних детей, он полностью раскаялся в содеянном, — говорил защитник Тягая (имя выяснить не удалось). 

Адвокат Фурцевой по назначению Шаповалова сказала, что ее подзащитную не устраивает лишь суровость приговора, что она встала на путь исправления, а адвокат Романовой Баранов упомянул в своей речи "долгие дни труда, долгие ночи осознания деяний". 

- Вердикт ясен и не противоречивый. Действия осужденных квалифицированы правильно. Права осужденных не нарушены. Наказание законно, не является чрезмерно суровым. Но Романовой и Фурцевой можно снизить срок, Мосгорсуд не учел в отношении них два судебных постановления об уменьшении срока наказания, — прокурор не была столь лирично настроена как адвокаты. Судебная коллегия спустя полчаса пребывания в совещательной комнате срок снизила, как и просила обвинитель.