ПРАВО.ru
Актуальные темы
24 июня 2014, 21:31

Российские юристы не хотят завоевывать Крым

Российские юристы не хотят завоевывать Крым
С сайта www.studiolum.com

Первыми после присоединения Крыма к России консультировать на новых территориях по российскому праву начнут юристы из двух небольших региональных юркомпаний – адвокатского бюро "Юг" и юрфирмы "Бизнес и Право". По крайней мере, они уже нашли партнеров в Севастополе и уверены, что так и надо действовать: местный бизнес к российским юрфирмам относится с недоверием. Между тем крупные игроки в Крым в большинстве своем идти не собираются. Это объяснимо, говорят эксперты: Крым – это депрессивный регион со слабой экономикой.

С того момента, как президент Владимир Путин обратился к Совету Федерации за санкцией на использование российских войск на Украине, и до сегодняшнего дня, когда он предложил отменить соответствующее постановление палаты, прошло неполных четыре месяца. За это время Крым и Севастополь стали субъектами РФ, началась интеграция регионов в российскую правовую систему. Один за другим принимаются необходимые для этого законы, для адаптации коллег к новым реалиям в Крым и Севастополь отправляются делегации силовиков, судей, адвокатов и нотариусов.

И юрбизнесу нашлась бы работа, считают опрошенные представители компаний из топ-50 рейтинга "Право.Ru-300" и крупнейших региональных фирм. Оценки востребованности услуг разнятся от "высоко" и "несомненно и в большом объеме" до "вполне" и "временно" востребованы. В юрфирме "ЮСТ" полагают, что услуги российских юристов могут быть востребованы на новых территориях, так как нормативно-правовая база РФ там еще мало известна и местным юристам необходима правовая адаптация. В компании "Приоритет" отмечают, что такой спрос – "явление все-таки временное". 

"Юркомпаниям, действовавшим на территории Крыма и Севастополя, придется потратить время, чтобы адаптироваться к российскому законодательству, российским компаниям этого времени не надо. Можно просто перебираться в Крым, Севастополь или открывать свое представительство и "захватывать рынок", – наиболее оптимистичен Алексей Головченко, управляющий партнер группы компаний "ЭНСО" (Екатеринбург). 

Не все разделяют такие оценки. Партнер юрфирмы "Некторов, Савельев и партнеры" Сергей Савельев считает, что с рутинными услугами, переучившись, справятся местные фирмы. "Российские корпорации, которые планируют там работать, будут также обслуживать их давние российские консультанты. А крымскому местному бизнесу, возможно, по ряду вопросов будут нужны российские юрфирмы", – говорит он. В компании "Интеллект-С" (Екатеринбург) согласны с ним в части бизнеса, а также считают, что местным юристам российские могут быть интересны как субподрядчики или в качестве носителей экспертизы. "Услуги российских юркомпаний будут востребованы на территории Крыма и Севастополя в крупных проектах", – думает Сергей Зуйков, гендиректор юркомпании "Зуйков и партнеры". А управляющий партнер адвокатского бюро "Юг" (Краснодар) Юрий Пустовит предостерегает: спрос на услуги специалистов по российскому праву там очень высок, но он не тождественен спросу на услуги российских юрфирм, к которым пока местный бизнес относится с нескрываемой осторожностью.

Опрошенные знают, о чем говорит. Восемь из десяти крупнейших региональных юркомпаний, согласившихся ответить на вопросы анкеты, ранее имели дело с клиентами из Крыма и Севастополя. Из "столичного" тoп-50 такой опыт был у "Зуйкова и партнеров" и "Приоритета".

Офис в Крыму?

Подавляющему большинству юркомпаний на удивление сложно оказалось рассказать, собираются ли они работать в Крыму и Севастополе и рассматривают ли возможность открытия там офиса. На эти вопросы анкеты ответили только 18 компаний из ста.

Семь из девяти ответивших на вопросы столичных фирм точно не собираются обзаводиться представительствами на присоединенных территориях. Среди них "ЮСТ", "Некторов, Савельев и партнеры", "Приоритет", "Зуйков и партнеры" и "Иванов, Макаров и партнеры". Не исключает такой возможности бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры", но оно предпочтет работать при посредничестве юристов Крыма и Севастополя. А в юркомпании "РКТ" признались, что "всерьез обдумывали открытие представительства в Крыму, однако решили отложить этот вопрос до появления стабильного потока клиентов". "В условиях большой неопределенности в Крыму, когда многие бизнес-вопросы и даже вопросы функционирования институтов госвласти не урегулированы, крымские клиенты также выжидают наступления большей ясности. В такой ситуации мы имеем возможность оказывать услуги по большей части дистанционно, приезжая в Крым на переговоры и отдельные судебные процессы", – говорят в РКТ.

Регионалов, которые готовы к "освоению" Крыма, больше. Из десяти фирм, ответивших на вопросы анкеты, три готовы рассматривать такой вариант в будущем ("ЛексКледере", "Интеллект-С", "ЭНСО"). Адвокатское бюро "Наши" (Курск) планирует открыть свой офис в новом регионе России в течение года. Адвокатское бюро "Юг" совместно с юрфирмой "Бизнес и Право" уже подписали партнерское соглашение с крымской юридической фирмой "Черноморская юридическая группа" (Симферополь) о совместном сопровождении юридических проектов на территории Крыма и Севастополя, где требуется экспертиза по российскому праву. Управляющий партнер АБ "Юг" Юрий Пустовит отмечает, что уже сделаны реальные шаги: арендован офис, направлены юристы, которые включились в работу по проектам в Крыму. По его словам, в бюро обращались другие юридические фирмы с просьбой взять на субподряд услуги для их крымских или севастопольских клиентов. Детали Пустовит раскрывать не стал. Наличие таких предложений от коллег подтвердили и в юрфирме "Эберг, Степанов и партнеры" (Ростов-на-Дону), отметив, что "работали и будем работать". Но офис в Крыму она открывать не собирается, как и такие фирмы, как "Пучков и партнеры", "Адвокат ФРЕММ", "Гребнева и партнеры" и "ЮНЭКС".

Санкции

Украина после отторжения Крыма ввела запрет на посещение его территории без своего разрешения. А в Уголовном кодексе страны появилась статья 332-1 (нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее). Максимальная санкция по ней – лишение свободы на срок до восьми лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Мнения юристов по поводу того, надо ли опасаться каких-то действий со стороны Украины юрфирмам, которые начнут бизнес в Крыму, и их сотрудникам, разделились. В "ЮСТ", в юрбюро "Гребнева и партнеры", АБ "Наши" считают, что "санкций опасаться не стоит". "Санкции могут коснуться только запрета на въезд в страну, для других ограничений, на мой взгляд, у властей Украины просто нет полномочий и рычагов давления. Не думаю, что кто-то держит в украинских банках суммы, аналогичные содержащимся в европейских или американских финансовых организациях. Если деятельность компании территориально касается только Крыма или Севастополя, то санкции, возможно, и коснутся их, но никак не повлияют [на бизнес]", – говорит Головченко из "ЭНСО". В "РКТ" более консервативны: "Санкции могут быть, однако решение о том, насколько они болезненны, каждый принимает сам для себя". В "Эберг, Степанов и партнеры" считают, что "опасаться стоит, риски убытков высоки".

Рисковать, судя по оценкам участников рынка, стоит только небольшим компаниям. "Вхождение Крыма в Россию неизбежно приведет к переделу рынков, бизнесов и недвижимости на полуострове. Эта часть рынка привлекательна и, скорее всего, возможные санкции не остановят средние компании в их желании заработать на этом", – рассуждает Алексей Захаров, руководитель уголовно-правовой практики адвокатского бюро "Пучков и партнеры". А вот крупные игроки, по его мнению, "сопоставляя возможные риски, в большинстве своем придут к выводу о большей ценности киевского юридического рынка, чем крымского, и будут правы".

Главная причина крайне низкого интереса российского юрбизнеса к Крыму и Севастополю, скорее всего, сугубо прагматическая. "Крым не является столь уж привлекательным регионом для ведения адвокатской деятельности", – добавил Захаров. У населения там низкая покупательская способность, промышленное развитие региона слабо, а адвокатов – достаточное количество.