ПРАВО.ru
Актуальные темы
13 апреля 2015, 20:18

"Судья может сказать: раз такие умные, пишите сами приговор..."

"Судья может сказать: раз такие умные, пишите сами приговор..."
Фото с сайта wikimedia.org

5 декабря 2014 года на встрече Владимира Путина с правозащитниками, глава Хельсинкской группы Людмила Алексеева посетовала, что с 2008 года из ведения судов присяжных убрали 24 состава преступлений из 47. 22 января 2015 года глава государства отреагировал на это поручением ВС совместно с правительством, администрацией президента, Генпрокуратурой и СПЧ разработать до 30 марта 2015 года предложения о расширении полномочий суда присяжных. На сегодняшний день в наиболее полном объеме известны только инициативы федерального судьи в отставке, члена СПЧ Сергея Пашина. "Право.Ru" отслеживает ход дискуссии.

25 февраля 2015 года на выездном заседании президентского Совета по правам человека в Казани, а затем 9 апреля – в ходе круглого стола, организованного кудринским Комитетом гражданских инициатив, публично обсуждались предложения бывшего судьи Мосгорсуда Пашина по реформированию суда присяжных. Пашин считает, что прежде всего надо вернуть присяжным дела, выведенные из их компетенции в течение последних нескольких лет – убийства, совершенные женщинами и несовершеннолетними, преступления против правосудия, проявления коррупции. По его прогнозу, который он представил на круглом столе, в случае реализации этих идей, присяжные смогут рассматривать до 4000 дел в год, в то время, как за I полугодие 2014 года им были подсудны всего 165 дел.

Также, согласно пашинскому проекту (текст есть у "Право.Ru"), подсудимый по уголовному делу, рассматриваемому в районном суде, должен получить возможность ходатайствовать о его рассмотрении присяжными в областном и равном ему судах. В пояснительной записке автор ссылается на постановление Конституционного суда от 20 мая 2014 г. № 16-П, в котором говорится, что законодателю стоит предусмотреть "более дифференцированные способы обеспечения права на законный суд, в том числе на основе альтернативной подсудности".

11 марта письменный отзыв на проект "первого шага", как называет его автор инициатив, предоставил Верховный суд. В пресс-службе ВС о содержании отзыва "Право.Ru" узнать не удалось, А по словам Пашина изданию, в высшем судебном органе считают, во-первых, что расширение суда присяжных потребует дополнительных организационных затрат, во-вторых, что нельзя допускать "реверсивного" развития законодательства. О некоторых положениях отзыва ВС можно судить также из выступления главы СПЧ Михаила Федотова в ходе круглого стола 9 апреля: в частности, предложено не расширять, а сохранять установленную Уголовно-процессуальным кодексом подсудность, сократить число присяжных до семи в областном суде и до пяти – в районном (сейчас их 12), а также дать возможность обвиняемому ходатайствовать о рассмотрении дела в составе судьи и двух заседателей, которые бы совместно выносили решение в совещательной комнате.

СПЧ, в свою очередь, 17 марта 2015 года ответил суду также в письменном виде. Совет, по словам Федотова, возразил против сокращения числа присяжных, но одобрил идею судебных заседателей – с оговоркой, что это не снимает основной задачи: расширения компетенции суда присяжных. "В качестве дополнения – да, но в качестве замены [расширению компетенции] – конечно, нет", – говорил Федотов на апрельском "круглом столе". Там же Пашин изложил дополненную версию проекта о суде присяжных, в которой согласился с идее ВС о двух заседателях, которые могли бы рассматривать уголовные дела наряду с судьей (правда, без уточнения составов). Судьи и заседатели должны совещаться раздельно, уточняет судья в отставке, так как есть риск, что судьи будут иметь возможность давить на последних. "Судья может сказать: раз такие умные, пишите сами приговор – и все", – описал ситуацию Пашин. Убедить заседателей бывает нелегко, возражал ему в ходе круглого стола судья в отставке, экс-зампредседателя Верховного суда Владимир Радченко, которому довелось рассматривать дела с заседателями в советское время.

Идеи Пашина – отдать присяжным и экономические преступления, такие, как растрата и мошенничество, поддержала судья в отставке, доцент кафедры гражданского процесса юридического факультета МГУ Татьяна Андреева (до упразднения ВАС РФ – заместитель председателя суда). А его предложение – дополнить статью 294 УК (о препятствии правосудию) нормой об ответственности за действия, повлекшие отмену решения присяжных, с наказаниями от штрафа в 100 000 руб. до пяти лет лишения свободы встретило возражение судья Конституционного суда в отставке Тамары Морщаковой: "Не повысим ничего, кроме произвола". По ее словам, "первое, почему не состоялся суд присяжных – у нас вообще не состоялся суд". Когда формировался суд присяжных, продолжила она, он воспринимался как подарок обществу: тогда в СОЮ суды приветствовали суд присяжных, считая, что он гарантирует их независимость. Сейчас, по ее утверждению, ситуация изменилась. "Независимость нежеланна для судей, они не собираются геройствовать", – сказала она.

В инициативах члена СПЧ Пашина нашли место и предложения на перспективу: отдать в руки присяжных отдельные категории гражданских дел – споры о восстановлении на работе, иски о защите чести и достоинства, потребительские споры, иски, связанные с выборами, а также административные дела, связанные с лишением водительских прав. Пока эти идеи не воплотилились в проектах, сейчас главное, считает Пашин, добиться возврата в ведение присяжных ранее отнятых уголовных дел. "Это вопрос времени и политической воли. Не стоит раскалывать силы и ругаться по поводу воздушных замков", – прокомментировал он для "Право.Ru".

Участники "круглого стола", в общем и целом одобрив "проект первого шага", переключились на общие проблемы. О присяжных мало знают и мало готовы участвовать в их работе, говорят исследования. По словам социолога "Левада-центра" Натальи Зоркой, недавние опросы показали, что о работе суда присяжных знают по личному опыту 2 % опрошенных, 17 % не знают ничего, а 23 % знают из телепередач (были и иные варианты). По данным исследований, если бы опрошенным пришла повестка в суд с требованием поработать присяжным, около половины не пошли бы вовсе или отказались бы, придя в суд. На повестку отреагировало бы меньшинство, 13%, по словам Зоркой.

Как сообщили в ВС газете "Коммерсант", официальную версию законопроекта будет готовить Верховный суд после того, как юристы администрации президента изучат и оценят "весь массив предложений".