ПРАВО.ru
Актуальные темы
29 апреля 2016, 12:05

Новые дела ВС: самые интересные споры (04.05–06.05)

Новые дела ВС: самые интересные споры (04.05–06.05)
Евгений Варламов | «Право.ru»

Всего 15 дел рассмотрит Верховный суд РФ на будущей неделе, что связано с большим количеством выходных. 14 из них – уголовные, еще одно – экономический спор. Родственники пострадавших оспаривают прекращение дела в отношении "школьного стрелка", убившего в 2014 году учителя географии и полицейского. Вынесенный ему приговор оспаривает авиадиспетчер из Сочи, признанный виновным в разглашении гостайны.

Экономическая коллегия рассмотрит одно дело:

– ОАО «ЮТэйр-Вертолётные услуги» обратилось в суд с иском к РФ в лице Министерства финансов о взыскании 11,4 млн руб. в возмещение вреда (№ А40-52899/2015). В 2010 году общество, использующее труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, признавалось плательщиком взносов на дополнительное социальное обеспечение. В конце 2010-го вступила в силу новая редакция статьи 4 закона о социальном обеспечении. В отличие от прежнего правового регулирования она уже не предусматривала применение при определении базы для начисления дополнительных взносов, за счет которых членам летных экипажей выплачивалась доплата к пенсии, предельной величины выплат и иных вознаграждений в сумме 415 000 руб. Новые положения были распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года, и в результате общество было вынуждено пересчитать и доплатить сумму взносов за 2010 год. Впоследствии Конституционный суд признал новую норму не соответствующей Конституции в той мере, в какой содержащееся в ней предписание придает обратную силу ухудшающим положение плательщиков взносов на доплату к пенсии, что и послужило основанием для обращения общества в суд. Три инстанции его требования удовлетворили, но Минфин обратился с жалобой в ВС. 

В Коллегии по делам военнослужащих обжалуется прекращение уголовного дела в отношении "школьного стрелка" Сергея Г. Юноша, ученик 10 "А" класса школы № 263 московского района Отрадное, 3 февраля 2014 года пришел в школу с двумя винтовками, принадлежащими его отцу – полковнику МВД. В кабинете географии он взял в заложники своих одноклассников и расстрелял учителя географии Андрея Кириллова. Когда на вызов прибыла полиция, школьник снова открыл стрельбу, убив Сергея Бушуева и ранив Владимира Крохина, который пытался вытащить напарника из-под обстрела. Десятиклассника задержали после того, как приехавший в школу отец уговорил его сдаться. Сергея обвинили в захвате заложников, убийстве и покушении на убийство, позже обвинение по статье 206 УК (захват заложников) было переквалифицировано на ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы). В марте 2015 года Бутырский районный суд Москвы признал виновным по двум эпизодам обвинения, но по результатам психолого-псхиатрической экспертизы направил на принудительное лечение. Родственники погибших учителя и полицейского обжаловали приговор, утверждая, что преступление Сергей Г. совершил сознательно, Мосгорсуд направил дело на новое рассмотрение в  Московский окружной военный суд, который освободил обвиняемого от уголовной ответственности и снова направил его на принудлечение (см. "Суд освободил "школьного стрелка" от уголовной ответственности").

Коллегии по уголовным делам предстоит рассмотреть 13 жалоб, преимущественно на приговоры по ст. 105 (убийство). В их числе:

 12 лет колонии строгого режима за разглашение государственной тайны (ст. 275 УК) получил по приговору суда авиадиспетчер из Сочи Петр П. В госизмене бывшего заместителя начальника службы обслуживания движения филиала «Аэронавигация юга» обвинили через четыре года после его поездки в Грузию, состоявшейся в 2010 году. Как утверждало обвинение, во время пребывания за границей мужчина передал жителю Грузии сведения, «составляющие государственную тайну, чем нанес ущерб интересам Российской Федерации». Сам он вины не признал, говоря, что разглашенные им сведения не могли быть засекречены, поскольку находились в свободном доступе в интернете, в том числе на сайте газеты «Красная звезда». Между тем военные эксперты дали заключение, что разглашенная информация все же являлась государственной тайной. Прокурор просил приговорить П. к 13 годам заключения, но суд, учитывая возраст обвиняемого (ему на момент вынесения приговора было 60 лет), снизил этот срок на год.