ПРАВО.ru
Актуальные темы
15 октября 2010, 3:00

Какой суд более России ценен?

Какой суд более России ценен?
Бюджет Конституционного Суда Российской Федерации так и не достиг докризисного уровня

В 2010 году финансирование российских судов обходится государству в 120 миллиардов рублей, что составляет 1,36 процента всех бюджетных расходов. Много это или мало?

Сложный вопрос. Например, в США на финансирование судов федеральный бюджет направляет $7 млрд. (примерно 210 млрд руб.) в этом году, или 0,3% всех бюджетных расходов, однако статьи финансирования у американцев довольно сильно отличаются от наших. В России же годовое содержание судебной системы эквивалентно по стоимости строительству 7 км четвертого транспортного кольца в Москве. А если представить, что самый богатый россиянин по версии журнала Forbes — Владимир Лисин — решил бы полностью покрыть расходы судов-2010 из собственного кармана, то на это у него бы ушло меньше половина заработанных в 2009 году денег.

Самый "бедный" российский суд — Конституционный. А самый "дорогой"?

Общая сумма ассигнований судебной системе в прошлом году составила 119,8 млрд руб., в 2010 г. она увеличилась на 0,4% до 120,3 млрд руб., а по плану на следующий год судебные расходы предусмотрены на уровне 126,3 млрд руб., то есть объем финансирования вырастет еще на 5%.

Расходы по линии Высшего Арбитражного Суда планируется увеличить на 9,6% до 20,15 млрд руб., Судебного департамента при ВС РФ на 4,3% до 103,34 млрд руб., ассигнования по линии Верховного Суда останутся примерно на том же самом уровне (заложен рост на 0,5%) и составят 2,28 млрд руб.

Единственным сегментом судебной системы, затраты на содержание которого в последние годы сильно сократились, является Конституционный Суд. На его нужды в 2010 году было выделено 527 млн руб. — на 32% меньше, нежели годом ранее, и даже запланированный в 2011 году 6,7-процентный рост ассигнований не возвращает бюджет Конституционного Суда на докризисный уровень.

Расходы растут по статьям Федеральной целевой программы развития судебной системы. Но не по принципу "Каждой сестре — по серьге"…  

Наиболее существенное увеличение расходов на финансирование судов в 2011 году в процентном соотношении будет связано со статьями, касающимися федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007- 2011 годы.

Так, по линии ВАС рост ассигнований  на эту Федеральную целевую программу по статье "Выполнение функций государственными органами" составит 101% (они увеличатся до 988 млн руб.), по линии КС — 81,7% (32,5 млн руб.). А по линии Верховного Суда расходы по программе планируется сократить: по статье выполнение функций государственными органами они могут снизиться на 27,3% до 21,8 млн руб., а в сфере ЖКХ на 67,5% до 16 млн руб.

Предусмотрено выделение средств на обучение впервые назначенных арбитражных судей

Рекордный же относительный рост финансирования ожидается по расходам на профподготовку и повышение квалификации арбитражных судей.  Ассигнования на эти цели вырастут на 109% до 28,7 млн руб.

Как рассказали корреспонденту Право.ру в ВАС, столь резкое увеличение расходов связано с вступлением в силу Федерального закона № 135-ФЗ от 01.07.2010 "О внесении изменения в статью 20.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", который предусматривает выделение средств на обучение впервые назначенных арбитражных судей.

Как сказался кризис на развитии судебной системы

Целевая программа "Развитие судебной системы" в период своего осуществления дает значительную финансовую подпитку российским судам. Так, в 2010 — 2011 годах расходы на программу составляют около 10% всего бюджета судов, а ее общая заявленная стоимость — 48,4 млрд руб.

В сентябре этого года в программу были внесены изменения. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2010 № 135-ФЗ срок ее реализации был продлен до 2012 года, на который была перенесена часть расходов с учетом индекса-дефлятора. Как пояснили в пресс-службе ВАС, такое решение было мотивировано последствиями финансового кризиса.

Не все можно измерить деньгами. О чем говорят целевые индикаторы

Оценить эффективность реализации программы "Развитие судебной системы" частично можно уже сейчас.

Согласно целевым индикаторам, доля граждан, доверяющих органам правосудия, должна была вырасти с 19% в 2006 году до 45% к концу 2010 года. (итоговый показатель должен достичь 50%). Таким образом, за эти годы каждый четвертый россиянин должен был изменить свое мнение о работе судов в положительную сторону. И, согласно, например, собственному исследованию ВАС РФ, меняют: по итогам 2009 года правосудию доверяют уже 43% россиян, что на 1% выше уровня, установленного планом.

Концепция ФЦП утверждалась в 2006 году. Время вносит коррективы,  а они требуют денег

С другой стороны, предусмотреть все экономические и социально-политические изменения в стране еще в 2006 году, когда утверждалась концепция ФЦП, было, конечно, невозможно.

Например, ВАС не успевает обеспечить жильем запланированное число судей из-за постоянного удорожания стоимости недвижимости, а после объединения Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области и образования Пермского края вместо двух действующих арбитражных судов был создан один, поэтому план по количеству вэб-сайтов уже неактуален. Впрочем, ряд целевых индикаторов также был скорректирован правительством в этом году, а на их достижение выделено дополнительные 12 месяцев.

Тому, как суды справляются с реализацией Федеральной целевой программы,  "Право.Ru" постарается посвятить отдельный материал.