ПРАВО.ru
Сюжеты
27 февраля 2014, 0:04

Лариса Брычева рассказала о консультациях с судьями КС по проекту о ликвидации ВАС

Лариса Брычева рассказала о консультациях с судьями КС по проекту о ликвидации ВАС
Фото с сайта www.interfax.ru

Законодатель тороплив и неритмичен, в результате законы сырые, с многочисленными ошибками — таким образом охарактеризовала современный законодательный процесс Лариса Брычева, помощник Владимира Путина. Ситуацию с регулярным переписыванием Кодекса об административных правонарушениях она назвала "близкой к катастрофе" и призвала перед изменением кодифицированных актов проводить общественные обсуждения. Одновременно Брычева уклонилась от ответа на вопрос, когда и кто писал проекты об объединении высших судов. Зато рассказала о неких консультациях с судьями Конституционного суда и об отказе Высшего арбитражного суда участвовать в дискуссии.

В Госдуме, несмотря на завершение празднования 20-летия Конституции, решили продолжить встречи с известными юристами. Теперь лекции проходят в рамках цикла "Развитие правовой системы в России". Сегодня перед аудиторией, в которой традиционно преобладали студенты и сотрудники аппарата Госдумы, выступала Лариса Брычева, помощник Владимира Путина и начальник Государственно-правового управления президента.

Несмотря на общий пафосный настрой собравшихся (Брычева, по словам главы думского комитета по госстроительству Владимира Плигина, впервые выступала в Госдуме), слова помощницы Путина вряд ли можно назвать приятными для депутатов. Основную часть лекции Брычева посвятила критике законодательного процесса. В последнее время у нас парламент работает неритмично, разогреваясь к концу сессии, рассуждала она с трибуны, за месяц до ее окончания "начинается ускоренное законотворчество", тогда и принимается основная часть законов. "Это приводит к тому, что законы должным образом не отрабатываются ни аппаратом Госдумы, ни нами [ГПУ президента], — мы не имеем возможности отрабатывать их в надлежащем режиме и давать по ним соответствующие заключения в сроки, которые ставятся Госдумой", — негодовала Брычева.

В результате такой деятельности в законах появляются многочисленные ошибки, говорила она, языковые, текстовые ошибки, а также юридические и смысловые. Это порождает новую лавину законотворчества — исправление ошибок. "Особенно у нас страдает КоАП", — заметила Брычева и привела статистику. Госдума четвертого созыва, по ее данным, меняла КоАП 65 раз, пятого — 107, а в текущем созыве депутаты корректировали кодекс уже 164 раза. Страдает, по ее словам, и правоприменитель, который не успевает ни освоить, ни начать применять новые нормы. "На мой взгляд, ситуация близка к катастрофе", — резюмировала начальник ГПУ президента. 

Не лучше обстоят дела с Уголовным кодексом — его тоже регулярно пытаются обновить. Но системности в этом не хватает, следовало из выступления Брычевой. "Особенностью кодифицированного текста всегда считалась его стабильность, — говорила собравшимся Брычева. — Мы делаем все легко — меняем туда-сюда, без понимания, что это все кодифицировано". К Уголовному кодексу, убеждала Брычева собравшихся, нужно относиться с большим пиететом, "поскольку последствия его применения весьма существенны". Следом она раскритиковала авторов "революционного" проекта закона о поиске объективной истины в уголовном процессе (Судей заставят искать объективную истину по уголовным делам — законопроект) за то, что документ вносится просто "без широкого общественного обсуждения, без обсуждения в профессиональных сообществах, без Верховного суда и иных судов, которым это все применять".

Брычева высказала пожелание к депутатам, чтобы "подобные вещи" перед принятием широко обсуждались с гражданами, судьями, юристами, следователями — "со всеми теми, кому с этим работать". "Хотелось бы, чтобы скорость изменений законодательства была по возможности приторможена, тогда можно было бы более обоснованно, сбалансированно находить решения", — попросила она депутатов, отметив, что сейчас законопроекты — это "сиюминутные реакции на некие ситуации, которые возникают в жизни".

Однако самым крупным недостатком в российском законодательстве, по оценке Брычевой, является "отсутствие системности и большое количество противоречий", которые есть даже в актах одного уровня. Это приводит к большим затруднениям в правоприменении. По словам помощницы Путина, ее "бесит", когда представители ведомств ссылаются на "наш закон" и игнорируют нормы из других. "Законодательство воспринимается и применяется исключительно в системе", — напомнила она студентам и поставила перед депутами задачу. "[Нужно] провести работу над ошибками и попытаться хотя бы в крупных сферах общественных отношений выявить в законодательстве пробелы, противоречия, и их по возможности исправить", — заметила она.

О судебной системе

Брычева признала, что "в последнее время на нашу правовую систему все большее воздействие оказывают международные нормы, правила, а также рекомендации различных организаций". "С точки зрения организации судебной системы мы также пытаемся — не всегда удачно — прислушиваться к западным стандартам, европейским в первую очередь", — рассказывала она. По ее словам, международные реакомендации в основном сводятся у устройству "трех-четырехзвенной системы": суд первой инстанции, апелляция и кассация. "В настоящий момент путем очень больших организационных усилий нам удалось создать апелляционную инстанцию в судах общей юрисдикцией", — заметила Брычева и назвала это большим успехом.

Теперь основная задача в судебной сфере — "реальное завершение формирование нового ВС". А дальше, рассуждала она, возникает очень сложная задача в сфере процессуального законодательства: вводить ли единый процессуальный кодекс, по которому рассматриваются дела как в судах общей юрисдикции (без уголовного процесса), так и в арбитражных, или оставить Арбитражный процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы и принять Кодекс об административном судопроизводстве. "Хотелось бы получить и научные рекомендации, и рекомендации судейских, и вообще это обсудить широко", — сказала она. 

Непосредственно о законопроектах, предусматривающих создание "единого" ВС, и их широком общественном обсуждении Брычева не говорила. Уклончиво она ответила и на вопрос, кто писал проекты — "авторский коллектив". При этом она сообщила, что сама возглавляла эту работу, "поскольку лично отвечала за внесение этого вопроса президенту". Зато несколько раз повторила, что Высший арбитражный суд, несмотря на "многочисленные приглашения", "самоустранился от участия в этой работе". Ранее замглавы ВАС Татьяна Андреева на общественных обсуждениях законопроекта об объединении высших судебных инстанций желала видеть хотя бы его "мифических авторов".

"К большому сожалению, работали фактически мы с ВС. Принимали участие практически все заместители председателя Верховного суда", — подчеркнула сегодня Брычева. При этом из ее ответа следовало, что знакомы с проектами законов были и судьи Конституционного суда, которым запрещено высказывать свое мнение относительно проектов и законов, поскольку они могут стать предметом рассмотрения КС (ст. 11 закона "О КС РФ"). "Его показывали — с точки зрения исключительно профессиональной — судьям Конституционного суда и просили у них консультации. В этом нет ничего необычного — все крупные инициативы разрабатываются всегда с привлечением, в нашем понимании, того круга людей, которых мы можем привлечь с учетом разных сторон деятельности", — рассказала Брычева.