ПРАВО.ru
Сюжеты
19 февраля 2016, 17:25

Юрист-2020: что изменится в профессии в ближайшие пять лет

Юрист-2020: что изменится в профессии в ближайшие пять лет
Фото с сайта www.crlc38.org

The Law Society, ассоциация солиситоров Англии и Уэльса, опубликовала доклад, посвящённый будущему юридической профессии. Так, в ближайшие пять лет всех участников юррынка ожидают глобальные перемены: исследователи объяснили, почему корпоративные юристы будут неизбежно конкурировать с консалтингом и к чему специалистам юррынка лучше готовиться уже сейчас, чтобы не "выпасть" из профессии через несколько лет.

Научить программу понимать человеческий язык договоров – именно эта простая идея стоит за старт-апом Leverton. Берлинский разработчик придумал софт, который не просто читает, но и правильно трактует запутанные правовые тексты, помогая юристам компаний находить ответы на запутанные вопросы в считанные секунды. Например, такой: кто платит, владелец или страховщик, если компания приобрела торговый центр, а через три дня в нем из-за снега обрушилась крыша? Раньше, чтобы ответить на этот вопрос, инхаус-юристу пришлось бы потратить несколько часов и перечитать сотни страниц договора. Leverton, распознающий 18 языков, справляется с этой задачей за секунды. Искусственный интеллект программы обучается с каждым новым документом, выявляет задвоения и ошибки, готовит отчёты обо всех условиях соглашения, что выводит экономию ресурсов больших массивов данных на новый уровень.

Новые технологии – один из главных факторов, меняющий профессию юриста. Но далеко не единственный из тех, что изменят юридическую профессию в ближайшие пять лет. Британские исследователи, опубликовавшие доклад "Будущее юридической профессии", обнаружили ещё четыре драйвера, с которыми предстоит столкнуться всем, кто занят в юридической отрасли. Кризис требует от всех более качественных услуг за те же деньги. Конкуренция растёт, инхаус-юристы и консультанты задумываются, как сэкономить, не потеряв старых клиентов, и увеличить объемы на меняющемся рынке. А для этого нужно держать руку на пульсе и шире смотреть на вещи, не упуская из виду путь развития профессии, советуют эксперты. Каков бы ни был вектор развития, на него повлияют:

  • деловая среда,
  • способ приобретения юридических услуг клиентами,
  • технологические инновации,
  • приход новых участников на рынок и новые виды конкуренции,
  • политические решения, в том числе увеличивающие доступность правосудия.

Кто выиграл и кто проиграл от трансформации

Докладчики выделили главных профитирующих от этих стремительных изменений: это британский и американский бизнес, который выиграл за счёт глобализации. Однако сегодня рост на западных рынках в значительной степени создают компании из развивающихся стран, в числе которых Китай, Россия или Индия. Вслед за бизнесом придут и юристы, опасаются в Великобритании, однако быстрого поворота к национальным фирмам и оттока работы от международных компаний не ожидают. В лучшем случае влияние соседей компании почувствуют к 2022 году – и то при сохранении экспансии бизнеса, что сомнительно в нынешней экономической ситуации, а также при том, что "правовые системы расширяющих влияние стран приблизятся к западной модели". Пока же этого не произошло, всерьёз опасаться конкуренции со стороны зарубежных компаний не стоит, уверены в Соединенном Королевстве.

Однако за его пределами иностранным компаниям приходится потесниться: "Пока некоторые рынки открываются для иностранцев, на других зарубежные фирмы сталкиваются с ростом ограничений. В ряде стран наблюдаются протекционистские тенденции и нежелание допустить распространение английского права", – признают авторы исследования. Последнее, казалось бы, мало относится к России – здесь иностранные юристы могут представлять стороны в судах, а правовая система в последнее время приобретает всё больший британский акцент (см. "Договорное право – в российском ГК появился британский акцент"). Тем не менее, со сложностями "ильфы" (от англ. ILF – international law firm) сталкиваются. Проблем стало больше в кризисный период. Трудностей добавили санкции – при этом ряд компаний сами отказывались от клиентов из-за репутационных рисков. Сыграла свою роль в снижении прибыли "ильфов" политика импортозамещения. С падением курса рубля зарубежным компаниям, выставляющим клиентам счета в валюте, стало всё сложнее удержать позиции – их доля на рынке стала переходить к российским конкурентам.

За что будут платить клиенты

Бизнес пытается получить юруслуги лучшего качества за меньшие деньги и требует фиксированных цен и большей прозрачности ценообразования. Ситуация, при которой клиент диктует условия, сохранится, уверены британские исследователи – и речь не только о ценовой политике. Крайне важным становится умение продать услугу клиенту. Сегодняшние клиенты приходят к компаниям не теми проторенными дорожками, которыми пользовались их предшественники. Если еще совсем недавно потенциальные клиенты предпочитали погуглить необходимую информацию, касающуюся их вопроса и возможного источника помощи, то сегодня всё больше запросов компании получают благодаря Фейсбук, где заказчики и предпочитают узнавать информацию.

К 2020 году клиенты захотят получать не просто квалифицированную услугу – они будут платить за персонализированный и прозрачный сервис, готовый подстроиться под их нужды, признают авторы доклада. Акцент сместился на нужды клиента не сегодня, но через пять лет в условиях роста конкуренции, прогнозируемом на юррынке, тенденция только усилится, уверены они. Сохранить конкурентоспособность поможет только понимание клиентского запроса, предупреждают эксперты, а о том, как именно не терять связь с клиентом, многие озаботились уже сейчас. Изучить "своего" клиента помогают современные системы CRM (от англ. Customer Relationship Management – система управления взаимоотношениями с клиентами – ред.). Актуальна тенденция и в России. "Фирмы с наиболее эффективными системами CRM будут все больше уходить в отрыв от фирм, у которых таких систем нет", – поделилась с Право.ru Светлана Зеленова, менеджер по маркетингу BGP Litigation.

Немалую роль сыграет и умение юрфирмы привлечь внимание – на фоне увеличения числа тех, кто оказывает юридические услуги; клиентам, даже достаточно знающим, всё сложнее определиться, к кому именно обратиться за помощью должного качества по подходящей цене. Без продуманной маркетинговой стратегии удержаться на плаву компаниям будет нелегко.

Big data, онлайн-правосудие и сбор данных

Технический прогресс существенно повлияет на рынок в ближайшие годы, уверены в Великобритании. Выиграют те, кто сможет себе позволить воспользоваться его плодами – остальные же рискуют остаться за бортом. В целом же охватывающая юррынок тотальная автоматизация пойдёт на пользу и компаниям, и их клиентам. Благодаря технологиям, в числе которых big data, онлайн-правосудие, а также совершенствующийся анализ законодательства или сбор данных для судебного процесса, в ближайшие пять лет увеличится доступность правосудия и сократится стоимость юруслуг, отмечают британские эксперты.

Не исключен такой сценарий и в России. Хотя к необходимости обширного применения новых технологий многие продолжают относиться скептически, работу крупной компании без современных IT-разработок представить сложно. Используются как мелкий софт для решения текущих задач офиса, так и сложные IT-системы, такие как Casebook или Casepro (см. "Роботы-правоведы: как технологии изменят работу юридических компаний").

В России появление новых способов приобретения юридических услуг клиентами не будут определяющими в развитии профессии юриста в ближайшие пять лет, считает Андрей Сучков, исполнительный вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ. "Но если давать более длительный по времени прогноз, то способы приобретения юридических услуг клиентами, а также внедрение технологических инноваций при оказании юридической помощи определенно являются стратегическими факторами. Именно эти явления будут определять и новые виды конкуренции", – уверен он.

Конкуренция растёт – инхаус-юристы против консалтинга

На рынке появятся новые игроки и новые виды конкуренции: соперничество среди ведущих компаний в течение следующих пяти лет будет только нарастать, уверены в Великобритании. Одна из наиболее выигрышных позиций при этом – работа в юрдепартаменте компании, а не в юрконсалтинге, который просел не только в России, но и в других странах.

Деньги уходят в инхаус: согласно проведенному в 2015 году в Великобритании исследованию 67 процентов юридических компаний заявили, что теряют заказы из-за того, что бизнес решает юридические вопросы самостоятельно. Ещё 24 процента опрошенных компаний видят в расширении юрдепартаментов угрозу их работе. Действительно, стремясь к экономии, бизнес всё чаще отказывается от полного пакета услуг юридических компаний, по возможности справляясь с трудностями самостоятельно, избегая аутсорса. К 2020 году тенденция усилится – всё чаще юрдепартаменты будут брать всё на себя, передавая на аутсорс только отдельные стадии работы или обращаясь за консультациями лишь в нетипичных для практики ситуациях.

Вслед за финансовыми потоками тянутся и квалифицированные специалисты. С 2000 по 2012 годы число солиситоров, занятых в юрдепартаментах, удвоилось, составив 25 600, или 18 % от их общего количества в Великобритании. Вскоре юрфирмы столкнутся с конкуренцией со стороны целых команд из юрдепартаментов, уверены британские эксперты. Особенно это коснется таких областей права, как интеллектуальная собственность, коммерческое и корпоративное право, трудовое право и коммерческая недвижимость. Смогут юрдепартаменты и приносить прибыль компании – британское законодательство позволяет командам инхаусов зарабатывать самостоятельно, оказывая услуги сторонним клиентам.

В России до сих пор происходило "усыхание" рынка юрконсалтинга – по оценкам экспертов деньги, как и в Великобритании, перемещались в "инхаус". "Инхаус", как сектор российского юридического рынка, достаточно многочисленный и весьма сильный на настоящий момент, подтверждает Андрей Сучков. Но дальнейшее его расширение в ближайшее время вряд ли стоит ожидать в силу указанных выше экономических факторов, полагает он: скорее, наоборот, есть опасения, что режим экономии и кадрового сокращения предприятий вполне может коснуться и юридических департаментов.

Не стоит недооценивать соперников

Тем, кто хочет выстоять в предстоящей конкурентной борьбе, не стоит недооценивать и других игроков. Самые значимые из них, по версии авторов исследования о будущем юррынка, – компании, специализирующиеся на Legal IT и активно применяющие технологии в собственных юрфирмах, и компании так называемой "большой четверки". Можно предположить, что традиционные лидеры в области аудита начнут экспансию на юррынок, полагают авторы британского исследования. Версия имеет под собой основания. Так, в 2013 году Ernst & Young через фирму EY Law, работающую в области права, наняла 250 юристов – общее число специалистов составило 1100. В том ж году фирма начала предоставлять юруслуги в 29 странах мира, в числе которых Австралия, Китай, Япония, Мексика и т. д. Компании работают в области коммерческого, трудового права и занимаются транзакциями с фокусом на финансовых услугах и банковской практике. Deloitte Legal в 2013 году запустила юрфирму в Шанхае. PricewaterhouseCoopers и KPMG уже оказывают юруслуги в рамках альтернативных бизнес-структур в Великобритании.

Отнимают клиентов у "традиционных" юрфирм и нишевые специалисты. Семейная практика Cordell & Cordell насчитывает более 100 офисов в США и с появлением офиса в Лондоне рассчитывает захватить и британский рынок. "Юрист, которому может доверять мужчина", гласит слоган фирмы – юристы компании не первый год отстаивают права отцов и интересы бывших супругов при разводе. Подобных глубоко- и узкоспециализированных нишевых компаний становится всё больше, признают эксперты, и сегодня они составляют серьёзную конкуренцию крупным компаниями, отнимая у них работу – особенно с учётом стремления бизнеса сэкономить на юруслугах и не переплачивать за бренд. Число нишевых компаний продолжит расти, прогнозируют британские специалисты.

В России также все чаще можно наблюдать на рынке игроков, которые специализируются исключительно в тех или иных областях экономики и права и выигрывают в связи с этим право быть выбранными клиентом соответствующей отрасли, говорит Галина Павлова, управляющий партнер АК "Павлова и партнеры". Есть и тенденция "дробления" юрфирм, добавляет Павлова: "В последнее время мы наблюдаем некий "парад" выхода партнеров и юристов из одних компаний и создание других. Это – нормальное явление роста, которое действительно свидетельствует о развитии". В России узкоспециализированные небольшие компании стали появляться в последние годы. Возросло количество так называемых юрфирм-бутиков, образуемых, как правило, бывшими выходцами из зарубежных юрфирм. Среди них – KK&P, занимающаяся судебной работой, Antitrust Advisory, специализирующаяся на антимонопольном праве, VB&P, занятая делами, связанными с недвижимостью. Цены ниже, чем у "ильфов", на фоне узкой специализации и при высоком качестве услуг позволили им уверенно отвоевать свою долю на высококонкурентном рынке.

Нишевые фирмы, занимающиеся практикой только в одной или нескольких определенных областях права, продолжат развиваться, полагает Александр Ванеев, партнер BGP Litigation: "Именно такие команды будут притягивать к себе наиболее сложные и интересные проекты".

К 2020 году возрастет и число частнопрактикующих специалистов, которых будут нанимать как инхаусы, так и граждане. Конкурентоспособность нишевых компаний и частных практик поддерживается растущим стремлением бизнеса к диверсификации при привлечении сторонних юрконсультантов – компании всё чаще выбирают разные юрфирмы для решения определенных задач или прибегая к помощи извне лишь на отдельных стадиях работы, большую часть которой берут на себя юрдепартаменты. Об аналогичном тренде говорят и в России – на фоне кризиса появились высококвалифицированные юристы-фрилансеры, услуги которых востребованы стремящимися к качеству и экономии клиентами.

Юррынок как продукт политической воли

Британские аналитики ждут позитивных решений от политиков – политическая воля необходима, чтобы увеличить доступность правосудия, обеспечив к нему доступ тех, кто не может позволить себе нанять хорошего юриста.

В России к тому, как власти влияют на юротрасль, относятся двояко. С одной стороны, благодаря законодателям – в том числе из-за политики деофшоризации – растёт число сделок, совершаемых в российском праве. С другой – постоянные изменения законодательства рождают среди юристов скепсис. "Законодатель почему-то вместо того, чтобы осуществлять аутентичный надзор над исполнением действующего законодательства, беспрерывно плодит все новые и новые законы", – сожалеет Андрей Яковлев, управляющий партнёр юридической группы "Яковлев и партнеры". Его коллеги из других российских фирм согласны – оптимальным вариантом действий со стороны властей был бы контроль за соблюдением действующего законодательства.

Но так или иначе законодатели уже в ближайшее время изменят юррынок – главным образом через введение адвокатской монополии на представительство в суде. "Самым значимым и можно сказать "рынкообразующим" в ближайшие пять лет будет фактор изменения законодательства. Именно на 2016-1017 годы госпрограммой "Юстиция" намечена практическая реализация реформы рынка профессиональной юридической помощи, которая во многом этот рынок поменяет", – говорит Андрей Сучков. Согласно поправкам в госпрограмму "Юстиция", значительная часть которой посвящена реформе и регулированию рынка юруслуг, законопроект об адвокатской монополии должен быть подготовлен к 31 декабря 2017 года.

Впрочем, оценки возможных перемен неоднозначны – пока одни говорят, что реформа "объединит профессию" и повысит качество юруслуг, другие критикуют непрозрачность процесса обсуждения и сомневаются в том, что Концепцию реформы рынка юридических услуг, работу над которой Минюст завершил в декабре 2015 года, удастся реализовать на практике. "Адвокатская монополия – в целом правильный шаг, но это шаг из серии сделать хоть что-то, раз за рубежом также. Сомневаюсь, что органы сообщества смогут как-либо серьезно повысить или проконтролировать качество оказываемых услуг. Однако нужно отдать должное консолидированности сообщества, которую оно проявляло в ряде случаев. Хотя бы поэтому институт российской адвокатуры заслуживает уважения", – замечает Ванеев.

Россияне могут рассчитывать и на то, что юридическая помощь станет доступнее, уверен исполнительный директор ФПА. Роста цен на юридические услуги, в том числе и в связи с реформированием рынка юридической помощи, ожидать не стоит, полагает он, скорее наоборот – снижение платежеспособного спроса на юридические услуги может сформировать противоположную тенденцию. Кроме того, прошло пять лет с момента введения системы бесплатной юридической помощи для населения в соответствии с ФЗ-324, напоминает он: "Это достаточный срок для подведения итогов этапа внедрения этой системы, анализа ошибок и недоработок. А их очень много, в том числе и для вывода о крайне малой эффективности ее состояния на настоящий момент. Надеюсь, что будут сделаны верные выводы и приняты нужные решения, чтобы в ближайшие год-два система бесплатной юридической помощи населению получила "второе дыхание" и начала работать эффективно и в полную силу".

Перемены, которых не будет

В целом же российские юристы, в отличие от своих британских коллег, полагают, что кардинальных перемен в юридической профессии в ближайшие пять лет ожидать не стоит. В подтверждение тому достаточно сделать ретроспективный взгляд той же временной дистанции на профессию юриста: по сравнению с 2011 годом в этой сфере мало что поменялось, говорит Андрей Сучков. "Всё-таки эта отрасль очень консервативна и стремится сохранять устоявшиеся порядки всеми силами", – подтверждает Александр Ванеев. Из явных тенденций он выделяет появление новых молодых агрессивных команд, которые будут перенимать и развивать опыт старших коллег. "Сохранится условное деление на юристов, которые занимаются собственно практикой и являются действительно экспертами, и теми юристами, кто в основном занят развитием бизнеса и имеют весьма поверхностные, обрывочные знания, но рекламируют себя при каждом удобном случае", – прогнозирует Александр Ванеев.

Основным же фактором ближайшей пятилетки, который сохранит влияние на развитие юридической профессии, останется экономический кризис. "Если в обозреваемом нами периоде начнется выход из него (даже не завершение этого выхода), это уже будет очень хорошо, – замечает Андрей Сучков. – Менее оптимистичный сценарий – привыкание к существованию в этой ситуации в ближайшие пять лет. В любом из вариантов кризисные явления определенно негативно влияют на экономическое деловое окружение и, как следствие, на развитие юридической профессии".