ПРАВО.ru
Сюжеты
15 июня 2016, 18:30

Примите как противоядие: как новый закон США о контроле токсичных веществ скажется на бизнесе

Примите как противоядие: как новый закон США о контроле токсичных веществ скажется на бизнесе

7 июня в Сенате США прошел голосование закон о контроле токсичных веществ. Теперь от больших перемен Америку отделяет только подпись президента Барака Обамы и нет никаких оснований считать, что закон не будет подписан. Агентство по охране окружающей среды впервые за сорок лет существования получит серьезные полномочия, а бизнес  повод задуматься над вредными выбросами.

Безопасность или инновации

Больше десяти лет споров и обсуждений потребовалось на то, чтобы внести серьезные поправки в закон о контроле токсичных веществ (TSCA), который был принят в 1976 году и не менялся с тех пор. Предыдущие попытки модернизации провалились, но 24 мая 2016 года все наконец получилось. При безоговорочной поддержке обеих партий новый закон прошел через нижнюю палату Конгресса США и, по всей видимости, будет подписан в ближайшее время.

Дебаты в Конгрессе США начались еще в 2005 году, но политики никак не могли договориться, как сделать так, чтобы расширить полномочия EPA и не затормозить при этом прогресс и инновации в бизнесе. Представители индустрии тоже были против реформы, но после введения новых международных правил контроля токсичных веществ и новых законов на уровне штата решили, что реформа TSCA – не такая плохая идея.

Наконец в 2013 году республиканцы вновь предложили реформировать закон – и на этот раз получили поддержку со стороны демократов. Как пишет журнал Nature, это исторический момент.  И вот почему.

Чем был плох старый закон?
 

Критики предыдущей версии много лет жаловались, что закон связывает руки американскому Агентству по охране окружающей среды, которое занимается вопросами безопасности химикатов для здоровья и экологического баланса. Например, согласно старому закону, компании должны были регистрировать новые химикаты, которые так или иначе применяются в производстве, но по умолчанию предполагалось, что эти химические вещества не представляют опасности. Если в EPA не могли доказать, что химикат опасен для здоровья или для окружающей среды, то его автоматически можно было использовать и дальше. При этом компании не обязаны были предоставлять агентству полные данные о новых веществах, а у EPA не было возможности требовать от представителей индустрии провести дополнительные исследования без веских доказательств, что новый химикат представляет серьезную угрозу для здоровья.

Теперь у EPA появятся все необходимые полномочия для того, чтобы задавать вопросы и запрашивать дополнительную информацию. Более того, в случае сомнений агентство может наложить на компанию обязанность провести дополнительное исследование нового химиката.

Компании больше не смогут утаивать от общественности сведения о каком-либо новом химическом веществе, пользуясь аргументом коммерческой тайны. Как указывают эксперты, в законе прописано, что от фирмы-производителя потребуется подробное объяснение, на каких основаниях информация, запрошенная EPA, должна оставаться полностью конфиденциальной.

Опасный список

Каждый год производители выпускают на рынок около 700 новых химических веществ. В описи EPA за сорок лет фигурирует 85 тысяч субстанций. Однако никто не знает, сколько из них реально используется прямо сейчас. Одна из основных задач EPA в ближайшее время – обновить этот перечень.

Сотрудники агентства составили список из 90 химических субстанций, которые прежде всего необходимо проверить на безопасность и, возможно, начать регулировать их использование. При этом, как утверждают эксперты из Фонда защиты окружающей среды США, только два процента всех химикатов, которые используются в стране на сегодняшний день, прошли через процедуру проверки безопасности.

После того как закон вступит в силу, Агентство по охране окружающей среды разработает новые правила процедуры рассмотрения и проверки химикатов. А заодно определит размер сбора, который компания-производитель будет уплачивать за подачу заявки. Закон предполагает, что общая сумма таких сборов может достигать 25 миллионов долларов в год, они будут составлять часть бюджета EPA и покроют около четверти общей стоимости программы по регулированию токсичных веществ.

А была ли победа?
 

Впрочем, как отмечает британский The Guardian, реформа все равно слишком сильно защищает интересы производителей. В первый год действия закона Агентство по охране окружающей среды должно будет проверить на безопасность всего 10 химических веществ – из 85 тысяч. Закон все равно не дает Агентству четких правовых полномочий и не выделяет ресурсы для того, чтобы принимать немедленные меры. Производитель все равно может судиться с EPА и затягивать дело, причем во время судебного процесса производство химического вещества, которое вызвало вопросы у экспертов, вряд ли будут останавливать.

Например, прямо сейчас в Америке производители регулярно используют семь токсичных веществ, часть из которых запрещена во многих странах, – это асбест, формальдегид, перфторированные соединения, хлорсодержащие замедлители горения, винилхлорид, фталаты и бисфенол А.

Как заключает автор статьи, люди все равно каждый день будут подвергаться действию опасных химикатов. И в ближайшее время EPA вряд ли сможет с этим что-то сделать.