ПРАВО.ru
Сюжеты
23 сентября 2016, 16:30

Вопросов много, ответов нет: эксперты обсудили "пакет Яровой"

Вопросов много, ответов нет: эксперты обсудили "пакет Яровой"
Фото с сайта www.elneuromarketing.com

Темой этого, а с большой долей вероятности и следующего, года на рынке телекома и Интернета стал "Антитеррористический пакет" Ирины Яровой, обязывающий компании хранить всю переданную информацию сроком до полугода. Как бизнес должен готовиться к реализации резонансного закона, есть ли возможность получить его более мягкий вариант и каковы другие актуальные изменения в сфере – обсудили эксперты на прошедшей накануне конференции Право.ru "Телеком и интернет-2016: правовые вопросы – законодательные ответы".

Определения слишком неопределенны

Много вопросов при полном отсутствии ответов – пожалуй, так можно определить настроения, царящие в отрасли телекоммуникаций и Интернета после принятия "пакета Яровой-Озерова" – подписанного президентом летом 2016 года закона, который обязывает хранить практически все передающиеся через Интернет данные. Как на практике будет реализована нашумевшая законодательная инициатива, собравшиеся на конференции обсудили в ходе дискуссионной панели конференции "Телеком и интернет-2016: правовые вопросы- законодательные ответы". Обсуждать пока особенно и нечего, признавались в кулуарах спикеры, ведь пока нет даже постановления правительства, которое хоть как-то прояснило бы риски – в том числе и финансовые – закона для тех, кого он непосредственно затрагивает. Если исходить из планов властей начать сбор данных в 2018 году, готовиться компании должны начать уже сегодня. Однако на вопрос Эдуарда Бекещенко, партнера московского офиса Baker&McKenzie, о том, начал ли кто-то готовиться к выполнению требований законодателя, все ответили отрицательно.

Это и неудивительно, заключил юрист: данные в законе определения настолько широки, что пока непросто понять даже, на кого именно распространяется его действие: если читать его формально, то под закон попадает практически каждый житель страны, имеющий дома компьютер с выходом в Интернет. Неясным остаётся и другой, самый значимый, момент – неизвестно, что именно и как долго хранить. Объём данных может быть настолько разным, что ни архитектура, ни мощности, необходимые для хранения информации, не поддаются планированию.

Если предположить, что закон заработает "по максимуму", и необходимо будет хранить все данные полгода, то закон с большой долей вероятности окажется неисполнимым, уверены эксперты. "Чтобы хранить сегодняшний трафик РФ, на это должна работать вся мировая промышленность производства винчестеров, это годовой объём выпуска винчестеров. Такой объём взять неоткуда", – привел пример Алексей Рокотян, директор по GR компании "Энфорта".

Но даже если будет выбран более реалистичный вариант законопроекта, сроки, в которые планировалось его реализовать изначально, слишком малы. 

"Пока объем неопределенности зашкаливает. 2 года на реализацию проекта – это смешно. Если мы хотим, чтобы всё заработало к середине 2018 года, то в 2017 году должны быть решены все технические вопросы. А значит, уже сейчас надо запланировать это в бюджет. Но что планировать – никто не знает. Проект гарантированно не может быть выполнен в эти сроки", – убежден Алексей Рокотян.

Про сложности определения: негативные критерии не так хороши, неясно, что делать тем же провайдерам цифрового тв. Кто именно что должен и не должен? Формальное прочтение закона и прочтение «по сути».

Кому война, а кому мать родна

Но не следует думать, что все недовольны законопроектом. Есть три большие группы компаний, которых он коснется, отметил Алексей Рокотян, и отношение к закону в них неодинаковое. Не приветствуют пакет Яровой компании телекоммуникационной отрасли, а также распространители контента – многие из которых, уверен он, еще даже не поняли, что инициатива затрагивает их напрямую. А вот поставщики оборудования, напротив, видят в нашумевшем законе бизнес-возможности – именно они гарантированно получат заказы на оборудование.

Но если компания не в последней группе "счастливчиков", расходы, которые она понесет, будут более чем значительны. Они включают в себя три вида затрат, уточнил Роктоян:

– на серверные мощности – и эта цифра будет зависеть от того, как долго надо будет хранить информацию и каков будет ее объём;

– на оборудование, необходимое для того, чтобы снять информацию и передать ее на хранение, – и эта часть расходов будет фиксированной;

– на непосредственную обработку информации, которую надо будет маркировать и индексировать, чтобы потом извлечь нужные данные – "такого рода задачи пока никто не решал – это просто никому не было нужно", заметил Алексей Рокотян.

Особый путь России

Вопрос о том, кто будет оплачивать соблюдение закона, может быть решен по-разному, заметил Максим Фаязов, руководитель проектов GR "Мегафон". Аналогичные инициативы, рассказал он, реализуются двумя путями – европейским или американским. Опыт Европы, которая в 2006 году обязала компании хранить метаданные до 2 лет и возложила на них же все расходы, оказался неудачным. А вот американский путь, где все расходы изначально взяло на себя государство, а не операторы, работает – хотя и неизвестно, как именно, поскольку информация по этому вопросу засекречена. Если у России получится реализовать нынешние инициативы, можно будет говорить, что наш опыт уникален, иронизировали эксперты.

Впрочем, свою уникальность отрасль телекома уже продемонстрировала, заметили они. Так, проект по переносимости номеров мобильной связи, рассчитанный на три года, был реализован за 11 месяцев – "быстро и без влияния государства", отметил Роктоян. Но в отличие от сложного организационно проекта переноса номеров инициатива по хранению данных значительно более затратна – и никто не намерен тратить средства в условиях полной неопределенности. И пока остается неясным даже то, кто будет производить необходимое оборудование, констатировала модератор дискуссии Ирина Левова, куратор рабочей группы «Связь и информационные технологии» Экспертного совета при Правительстве РФ.

Но если положить на чашу весов вопросы безопасности и денег, первое всегда перевесит, констатировал Бекещенко, а значит, отрасль должна так или иначе готовиться к соблюдению нового закона.

Задача отрасли – предложить варианты, чтоб закон работал так, чтобы он не вредил отрасли, – сказал Эдуард Бекещенко. – Но как модифицировать закон, чтоб он работал гладко – вариантов пока нет.

Отрицать легко, предлагать – сложно

Отрицание закона с большой вероятностью ничего не даст, сошлись во мнении эксперты, и призвали представителей телекома и интернет-отрасли взаимодействовать с госорганами единственно возможным способом – через саму систему. "Чтобы донести что-то, нужно запустить официальный процесс – запрашивать разъяснения в госорганах", – посоветовала Ирина Левова. "Если бы запросов было много, правовая неопределенность снижалась бы", – уверена она. 

Те, кто хочет, чтобы их интересы были учтены – например, мелкие операторы связи или компании из сферы интернет-телевидения, должны самостоятельно добиваться участия в дискуссии, уверена она. 

Надо написать официальные письма, чтобы подключиться к обсуждению. Надо участвовать, описать свою позицию, направить ее в госорганы", – призвала Ирина Левова. – Законы пишут люди, надо призывать к здравому смыслу, описывать ситуацию: вода камень точит

Почему компании нередко предпочитают не задавать лишних вопросов, объяснил Эдуард Бекещенко. "Компании останавливает житейский принцип – не задавай вопрос, если не хочешь получить ответ. Без ответа ты можешь спорить, судиться, а с прямым ответом это сложнее, и санкции серьезнее. Останавливает нежелание получить ответ, который ухудшит ситуацию, который будет против тебя", – объяснил он. Впрочем, чтобы упростить работу госорганов с запросами, компании могут не просто просить разъяснения, но и предлагать собственный вариант решения проблемы. Или же активно привлекать GR-специалистов – "можно писать разъяснения самому и отдавать своему другу в госорганы", заметила Левова.

Министерства и суды: что нового

На следующей сессии конференции перед собравшимися выступил Александр Понькин, директор Департамента регулирования радиочастот и сетей связи Минкомсвязи России. Он вкратце рассказал об инициативах министерства, упрощающих работу операторов связи. Барьеров в отрасли стало меньше, однако поддерживать отдельные группы компаний – например, малых операторов связи, пока не планируют, заметил он. 

"Да, малые операторы хотят на рынок, но если начать вмешиваться, начнется форматирование отрасли, вопрос, насколько это оправданно. Сегодня, наверное, не очень: отрасль одна из самых рыночных в России, и если смотреть на индекс цен, мы увидим, что в 2015 г. подешевело 8–10 товаров и услуг, в том числе связь. Есть здоровая конкуренция, и не хотелось бы вводить регулирование", – пояснил Александр Понькин.

Екатерина Тиллинг, старший партнер компании Тиллинг Петерс, рассказала о последних тенденциях судебной практики по спорам о защите интеллектуальной собственности в айти. В своем выступлении она обратила внимание собравшихся на подведомственность, доказательства и досудебный порядок разрешения споров.