ПРАВО.ru
Сюжеты
25 ноября 2013, 14:42

Правила жизни Гарри Минха

Правила жизни Гарри Минха

Профессор кафедры конституционного и административного права ГУ-ВШЭ доктор юридических наук Гарри Минх пользуется многолетним доверием Владимира Путина и Дмитрия Медведева: с 2000-го по 2002 год Минх был заместителем руководителя ГГПУ управления Президента РФ, с 2002 по 2004 год представлял правительства в Совфеде, затем с 2004-го по февраль 2009-го занимал должность директора правового департамента правительства. В 2004 году он работал в предвыборном штабе Путина, а в 2008 году являлся главным юристом предвыборного штаба Медведева. В феврале 2009-го Медведев назначил Минха полномочным представителем президента в Госдуме, в свою очередь Путин в мае 2012-го подписал указ о его переназначении.

В условиях ротации "тандема" на высшей государственной должности полномочный представитель президента в нижней палате российского парламента несколько раз оказывался в ситуации, когда законодательные инициативы предшественника подвергаются ревизии со стороны очередного главы государства. Так, спустя два года после того, как Медведев, будучи президентом, запретил следственным органам возбуждать "налоговые" дела без представлений из налоговых структур, вернувшийся в кресло главы государства Путин в октябре 2013 года внес в Госдуму законопроект, возвращающий общий порядок рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по делам об уклонении от уплаты налогов и сборов или неисполнения обязанностей налогового агента. Теперь Минху, который "сопровождал" в Думе медведевский законопроект, предстоит найти аргументы в пользу путинского "реверса". Впрочем, сам полномочный представитель заявляет, что нельзя считать президентские инициативы "священной коровой", а его самого "каким-то Цербером".

Об особенностях работы полномочным представителем Президента РФ в Госдуме

Я же здесь не "Гарри Владимирович Минх — человек". Я бывший глава правового департамента правительства, а теперь полномочный представитель президента в Думе. И это не юридические хитрости. Даже отношение может меняться в зависимости от должности. Меняется не просто место работы, но и круг экспертов, меняется объем полномочий. февраль 2009, Газета.ru 

Я как полпред президента <…> координирую работу депутатов, президентских и правительственных структур, но ни в коем случае я бы не охарактеризовал свою роль как роль собаки на сене: всех отгонять, делать страшное лицо и показывать зубы.<…> Нельзя считать, что президентские инициативы — это священная корова и ходит какой-то цербер Минх и всех, кто пошевелится, пытается застращать.  июль 2010, Газета.Ru

В принципе, что касается законодательных инициатив депутатов, мы, естественно, не предполагаем ограничивать их творчество. Во-первых, это конституционное право парламентария, во-вторых, это несколько иной взгляд, может быть не всегда канонический, но как минимум нетривиальный, на те проблемы, которые мы пытаемся решить. Даже если это какое-то забегание вперед или избыточное, с нашей точки зрения, предложение, которое пока сложно реализовать, это тем не менее, как правило, полезно. Мы никого не намерены бить по рукам за инициативы. июль 2010, Газета.Ru

Я всегда отвечаю абсолютно серьезно на те вопросы, которые здесь ставятся, потому что Государственная Дума — это, на мой взгляд, даже более серьезный орган, чем часть депутатов думают. март 2013, стенограмма

Я никогда не ерничаю, ни в стенах Государственной Думы, ни за ее пределами. сентябрь 2010, стенограмма

Мы с вами иногда в этом зале [Большой зал Госдумы] выслушиваем такое, что хочется взять и застрелиться, но, слава богу, это проходит. ноябрь 2011, стенограмма

Когда мы категорию ответственности рассматриваем только в рамках карательных подходов, у меня всегда это вызывает чувство сожаленияапрель 2013, стенограмма 

О взаимоотношениях с депутатами

Я никогда не считаю депутатов по головам, но, по моей оценке, в самом начале этой весенней сессии [5-я сессия пятого созыва 2010 г.] в зале было, как правило, 20—25% от общего числа, а сейчас вижу, что как минимум половина зала заполнена, причем до конца пленарных заседаний. июль 2010, Газета.Ru

Вы, с одной стороны, хотите повысить эффективность и не делать двойную работу, с другой стороны, своими вопросами, вашими вопросами, вы меня заставляете делать тройную работу, когда я одно и то же вынужден повторять, потретять и почетвертять. сентябрь 2010, стенограмма [Депутату Владимиру Уласу, который задал вопрос, не относящийся к обсуждаемой теме]

 …У меня, к сожалению, а может, к счастью, нет такого богатого жизненного опыта, поэтому я еще, слава богу, ни разу не наступал на грабли и ни разу не был поднят на вилы, но здесь, видимо, кому как повезло. февраль 2012, стенограмма [На реплику депутата Сергея Иванова при обсуждении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях", о том, что для российской политики характерна ситуация, когда сначала "мы несколько раз наступаем на грабли, а потом нас поднимают на вилы"]

Прежде всего хочу поблагодарить [депутатов] за дискуссию, ну а если говорить о содержательных оценках, которые здесь прозвучали, то все-таки я не стал бы переходить в такую, что ли, гастрономическую плоскость, не стал бы добавлять ни приправ, ни какой-либо еще пищевой продукции… Просто я предлагаю еще раз более внимательно ознакомиться с текстом законопроекта ["О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"]. октябрь 2010, стенограмма заседания

Я, конечно же, доклад строил исходя из своего понимания того, что главное, а что не главное, у меня такой подход. Думаю, что если бы вы докладывали, то, наверное, немножко по-другому выступили, но, безусловно, я не могу предугадать, что было бы любезно вашему сердцу. Здесь четыреста пятьдесят депутатов Государственной Думы, и, я думаю, у каждого может быть своя точка зрения на то, что главное, а что не очень. ноябрь 2013, стенограмма [По поводу заявления депутата Юрия Синельщикова о том, что он не услышал от докладчика главного: о ликвидации, согласно законопроекта о поправке к Конституции "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", конституционного принципа единства и централизации в деятельности прокуратуры] 

Уважаемый Ян Викторович (депутат Зелинский), если вас не устраивают мои ответы, а вы хотите услышать тот ответ, который вас устраивает, то я предлагаю вам найти адекватного собеседника. май 2012 стенограмма [Депутат упрекнул полномочного представителя в том, что тот "очень грамотно уходит от ответов"]  

Хотел бы еще раз обратить ваше [депутатов] внимание на то, что те примеры, которые вы чаще всего приводите, вообще не про то, о чем сегодняшний законопроект ["О внесении изменения в статью 25 1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"]. Ни Президент Российской Федерации, ни руководители субъектов Российской Федерации не являются государственными служащими в смысле того законопроекта, о котором мы говорим, это лица, замещающие соответствующие госдолжности — либо Российской Федерации, либо субъекта Российской Федерации, поэтому к ним этот законопроект не относится и ваши примеры все-таки являются образцами холостых выстрелов. октябрь 2012, стенограмма

Я просил бы предложения, которые внесены президентом [в проект постановления Государственной Думы "О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии"], рассматривать не исходя из каких-то максималистских подходов. Действительно, решение, которое предлагается вам на рассмотрение, очень взвешенное, очень сбалансированное, и надо отвлечься от каких-то личных обид — это прозвучало в отдельных выступлениях представителей отдельных фракций — и все-таки проголосовать исходя не из эмоций, а из соображений разумности и справедливости. Июль 2013, стенограмма 

Вы видите, что это такое — принимать решения по очень непростым вопросам: даже когда орган небольшой, это не всегда просто, а когда в органе четыреста пятьдесят человек и все по-разному воспринимают доводы и аргументы и сторонников, и оппонентов, это очень сложно, но тем не менее вы научились это делать. Конечно, мне жаль тех ваших коллег, которые этому пока еще не научились, но у них есть время, я думаю, что к ним это тоже придет. июль 2013, стенограмма [Из поздравление депутатов с окончанием весенней сессии]

О поправке к Конституции "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" и о том, "чего еще нет"

Если вести речь <…> о реакции судей Высшего Арбитражного Суда, то я ее по-человечески могу понять. И потом, есть известный принцип "никто не может быть судьей в собственном деле", а Высший Арбитражный Суд как раз находится в этой нелегкой ситуации, и его экспертные оценки, официально направленные в Госдуму, при всем том, о чем я сейчас говорю, в основном касаются того, чего еще нет, — пакета законопроектов, которые будут внесены позднее, в случае, если этот проект закона будет одобрен обеими палатами, пройдет процедуру согласования и одобрения в субъектах. И вот эти оценки, повторяю, надо тоже воспринимать критически, а не просто так. И конечно, мы не собираемся развивать конкуренцию среди институтов государственной власти, это вредно, это бессмысленно, потому что государственная власть единая, есть компетенция — и все, никакой конкуренции! ноябрь 2013, стенограмма 

Предполагается, что это [принятия поправок к Конституции] позволит нам выработать единые подходы в правоприменительной практике. В настоящее время арбитражные и суды общей юрисдикции обладают по целому кругу вопросов пересекающейся компетенцией, [из-за этого] приходят к достаточно неодинаковым выводам. ноябрь 2013, "Право.Ru"

[Суды] отпихиваются от дел, которые им не нравятся. ноябрь 2013, "Право.Ru" 

Мы уверены, что мы повысим эффективность судебной системы. Разночтения, такие шарахания будут преодолены. ноябрь 2013, "Право.Ru" 

О медведевском законопроекте, в котором он предлагал депутатам двигаться в "абсолютно позитивном направлении"

Действительно, после того как эмоции схлынут, я начинаю анализировать это рациональным образом и, конечно, начинаю понимать, что лучше довериться профессионалам. И в настоящее время, как вы знаете, что касается профессионализма, налоговые органы могут определить, есть или нет основания для того, чтобы считать это правонарушение преступлением в налоговой сфере. Поэтому в этом смысле я не думаю, что мы с вами сужаем возможности для реального применения вот этих механизмов. Что касается того, что мы ограничиваем возможности для отдельных недобросовестных силовиков участвовать в каких-то бизнес-проектах, то надо совершенно четко понимать, что да, мы на это идем. Я считаю, что это, так сказать, абсолютно позитивное направление, в котором президент предлагает депутатам двигаться, присоединившись к этой инициативе. ноябрь 2011, стенограмма [Теперь Минху предстоит провести через Думу путинский законопроект, по которому следственным органам возвращается право возбуждать "налоговые" дела без представлений из налоговых структур]

О вероятности "покупки" политических партий олигархами

… Я исхожу из конвертированной презумпции невиновности, презумпции разумности людей и не стал бы отказывать в разумности даже тем, кого вы называете олигархами. Какой смысл — политический, экономический или просто для того, чтобы было, — человеку, который имеет достаточно серьезные финансовые ресурсы, прикупить две, три, четыре, пять, десять вот этих маленьких партий? <…> Это вопрос не количественный, а качественный. Если это реальная политическая сила, то тогда за деньги ты ее не купишь, если это никому не нужная дырка от бублика, то ни один нормальный человек на это деньги тратить не будет. февраль 2012 "Право.Ru" ; стенограмма [Ответ депутату Владимиру Федоткину, который выразил опасения, что после принятия президентского законопроекте о сокращении минимальной численности партии, олигархи начнут обзаводиться "карманными" партиями]

О создании в качестве самостоятельной структуры СКР, о том, почему его не надо подчинять ВС и об неприемлемости его сравнения с "опричниной" 

Следственные органы осуществляют расследование уголовных дел, поэтому не надо из следственных структур делать политические. У вас смычка политики и расследования, видимо, исторически обусловлена и связана, наверное, с отсылкой не только ко временам опричнины, но, может быть, и к нашей более современной истории, но в любом случае в рамках действующего законодательства это совершенно иная структура. ноябрь 2010, стенограмма [На вопрос депутата, не считает ли он, что создание структуры типа опричнины при Иване Грозном, которую назначает президент и руководит ею, и которую никто не контролирует, накладывает на президента непосильную ношу?]

Мы можем так до бесконечности… А кто будет отслеживать деятельность того органа, который будет создан при Президенте Российской Федерации (для контроля за работой СКР)? Не будет же сам президент следить за деятельностью этого органа. И таким образом, мы эту систему матрешек… ну понятно, что это наше национальное, русское, российское изделие, но в данном случае, я думаю, нам вот эта система матрешек ни к чему. У нас есть система органов государственной власти, у нас есть механизмы надзора и контроля. ноябрь 2010, стенограмма [На предложение создать при главе государства орган, контролирующий СКР] 

Конечно, вряд ли, мне кажется, предложение, которое здесь прозвучало, о том, чтобы следственный орган был при Верховном Суде, позволит обеспечить объективность и независимость, просто мы с вами получим машину, которая будет штамповать обвинительные приговоры, и вряд ли это будет способствовать уже не только объективности следствия, но и сохранению состязательности и независимости и уходу от инквизиторского компонента в судебной системе. ноябрь 2010, стенограмма  

Об "эксклюзивном" снятии ограничения по возрасту для глав КС и ВС и об "очень специальном судье" 

…Мы исходим из того, что необходимо идти на омолаживание чиновников, <…>, а с другой стороны, в тех отраслях и сферах, где требуется рассудительность, большой жизненный и профессиональный опыт, естественно, вопросы омолаживания в таком контексте не стоят. <…> Cудьи, как и депутаты, это не чиновники. Поэтому здесь мы исходим из того, что Председатель Конституционного Суда — это не просто судья Конституционного Суда, а еще и человек, который во многом организует его работу. октябрь 2010, "Право.Ru" ; стенограмма [На заявление депутата Владимира Уласа о том, что снятие возрастного ценза с главы КС противоречит "стратегии президента Медведева на омоложение чиновников высшего уровня"]

У председателя ВС РФ, в отличие от любого другого судьи ВС РФ, плюс еще 34 полномочия. Речь идет как раз об этих "плюс 34 полномочиях". Безусловно, это эксклюзивная сторона статуса судьи, который одновременно является председателем ВС РФ. Поэтому в отношении всех остальных судей [снятие ограничений по возрасту] ВС РФ мы не поддерживаем. май 2012, "Право.Ru" 

Что касается того, будем ли мы это распространять на всех судей в системе судов общей юрисдикции, арбитражных судов, то я уже свою точку зрения высказал: это все-таки эксклюзив, и это мы предлагаем только для руководства Верховного Суда Российской Федерации. Все-таки правовой статус судей общий, универсальный, но статус председателя Верховного Суда отличается полномочиями и компетенцией, что прямо предусмотрено в действующем Законе "О статусе судей…". И повторю, что это действительно очень специальный судья — Председатель Верховного Суда Российской Федерации. май 2012, стенограмма 

Безусловно, мы понимаем, что есть люди, которые и в восемьдесят лет абсолютно адекватны, но мы с вами знаем много примеров, когда и в сорок лет, и в двадцать пять люди, мягко говоря, не совсем адекватны, не могут решать какие-то серьезные задачи. май 2012, стенограмма [О снятии ограничения, закрепленных в законах "О судебной системе Российской Федерации", "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" и "О статусе судей в Российской Федерации", на назначение на должность не более двух раз подряд для Председателя ВС и заместителя ВС РФ, а также о наделении главы ВС бессрочными полномочиями

Я не согласен с такими рассуждениями: царское дело, не царское дело… Все-таки давайте вспомним историю, и не только Российской Империи, но и других государств: царское дело — это когда действует формула "государство — это я", а у нас все-таки иная модель построения государственной власти, и она базируется на конституционных принципах. март 2013 года, стенограмма [На реплику депутата Анатолия Локтя о законопроекте "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований", который, на его взгляд, не президентского масштаба]

О независимости судебной власти и системе сдержек и противовесов

…Органы государственной власти в рамках принципа разделения властей не независимы, а самостоятельны. Принцип разделения властей предполагает самостоятельность в пределах компетенции органов государственной власти, в том числе и судов, но при этом принцип разделения властей невозможно реализовать без реализации так называемых механизмов сдержек и противовесов, когда разные ветви власти имеют возможности влиять друг на друга.<> Они не независимы, они действуют в рамках Конституции, федеральных законов в полном соответствии со всеми требованиями, поэтому их независимость все-таки не беспредельна. ноябрь 2012, стенограмма  

Конституционный принцип разделения властей одновременно сопровождается — это, извините, в любом учебнике написано — системой сдержек и противовесов. Разделение властей не означает, что каждая ветвь власти сидит за высоченным забором, в отгороженном пространстве, никаких пересечений с иными ветвями, институтами и уровнями власти не имеет. Повторю, извините, что это написано в любом учебнике по юриспруденции. Система сдержек и противовесов предполагает, что одна ветвь власти имеет возможность влиять на другую. май 2012, стенограмма 

 О "конспипрологических теориях"

Я знаю, что не только среди широкой общественности, но и среди лиц, занимающих госдолжности, есть сторонники так называемых конспирологических теорий. Когда мы говорим о корректировке федеральных законов, о корректировке текста Конституции, то мы с вами вносим изменения в нормативно-правовые акты. Вопросы кадровые и все остальное будут решаться в соответствии с теми нормами, которые нами предлагаются. ноябрь 2013, стенограмма заседания ГД [На просьбу депутата Николая Рябова подтвердить или опровергнуть слухи о том, что включение ВАС в состав ВС готовилось под Медведева]. 

Законопроект [о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"] не затрагивает те подсистемы, о которых вы спрашиваете. Предполагается внесение изменений в целый ряд законов, этот массив документов, когда будет подготовлен, будет направлен в Госдуму. Тогда мы с вами увидим, насколько конспирологические теории у нас реализуются или не реализуются. ноябрь 2013, стенограмма заседания ГД [На вопрос депутата Анатолия Локтя, произойдет ли дальнейшее слияние арбитражной системы с судами общей юрисдикции]

О госслужбе и политике и собственной беспартийности

У нас государственная служба деполитизирована, и в принципе в действующей редакции федерального закона, нескольких федеральных законов, которые регулируют вопросы государственной службы, одним из принципов деятельности как раз и устанавливается деполитизация госслужбы. <…> Неудобно на себя показывать, но вот я, например, за свою уже не очень короткую жизнь ни разу не был членом ни одной из политических партий, а я как раз являюсь лицом, которое замещает должность категории "руководители". октябрь 2012, стенограмма [В ходе обсуждения проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 25 1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"]

Об идеальном законопроекте и УК

Идеальный законопроект разработать легко, только называться он будет "Город Солнца". февраль 2009, Газета.ru 

Уголовный кодекс — это вместилище запретов. апрель 2013, стенограмма

О прозвище, полученном от студентов 

В Томске (с 1988 по 1992 год Минх был старшим преподавателем кафедры теории и истории государства и права Томского госуниверситета) у меня было другое прозвище — Свирепый Гарри. февраль 2009, Газета.ru [На вопрос корреспондента, правда ли, что студенты ВШЭ называют его "великим и ужасным"?]