ПРАВО.ru

Тюменский областной суд


Тюменский областной суд

Тюменский областной суд

Руководство

Председатель суда Антропов Вячеслав Рудольфович
Заместитель председателя суда Ионова Татьяна Александровна
Заместитель председателя суда Гудожников Дмитрий Николаевич

Контакты

Адрес 625000, г. Тюмень, ул. 8 марта, 1
Телефон (3452) 23-10-80
Сайт oblsud.tum.sudrf.ru/

История

С 1720 года на территории Сибири действовали судебные избы, которые занимались указами, повелениями, рапортами, донесениями, о сборе подушного налога, о заводских работах и о сыске беглых людей.Согласно «Учреждениям» 1775 года, судебная и финансовая части были отделены от административной на всех уровнях (губернском, областном и уездном), были созданы специальные органы. Сложилась разветвленная сеть судебных учреждений — общие для Тобольской и Томской областей-провинций всесословные суды: палаты гражданского и уголовного суда, надворные верхние и нижние суды. Магистрат и уездный суд действовали до середины 60-х годов XIX века.

В 1864 году в России была проведена судебная реформа, провозгласившая основными принципами суда гласность процесса, состязательность сторон, действие суда присяжных. Впервые в истории судебной системы был осуществлен принцип разделения властей — судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной.В ходе реформы в России была создана стройная, соответствующая времени судебная система, низшим звеном которой являлись мировые суды со съездами мировых судей. Основная нагрузка ложилась на окружные съезды и судебные палаты. Высшим судебным органом объявлялся Сенат, в структуре которого действовали два кассационных департамента — по гражданским и уголовным делам.Февральская и октябрьская революции 1917 года привели к слому государственной власти царской России, в том числе системы судопроизводства.

Одним из первых декретов был Декрет о суде №1 принятый 22 ноября 1917 года. Декрет предполагал упразднение дореволюционных органов юстиции и строительство нового суда. Проведение этих мероприятий было возложено на Народный комиссариат юстиции, являвшийся органом судебного управления в стране. Все действовавшие до этого времени судебные установления, законы, правительствующий Сенат со всеми департаментами, окружные суды, а также военные, морские и коммерческие суды были упразднены и прекратили свою деятельность.На смену упраздненным судам в стране на основе демократических выборов создавались местные суды, которые избирались на короткий срок Советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов на началах коллегиальности и состояли из постоянного судьи и нескольких временных судей — заседателей. Действие существовавшего до этого времени института мировых судей было приостановлено, и они были заменены местными судами.

В РСФСР дальнейшее развитие общей судебной системы получило в принятом ВЦИК РСФСР Декрете №2 о суде от 7 марта 1918 года. Из него следует, что для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного народного суда, учреждаются окружные суды, которые действовали по уголовным делам в составе одного постоянного судьи и 12 народных заседателей.Хотя в 1919 году губерния продолжает называться Тобольской все губернские учреждения были образованы в Тюмени. В 1919 году был образован Тюменский губернский совет народных судей его создание укрепило судебные органы, создало в губернии высший суд кассационной инстанции и судебного контроля работы народных судов. Первыми судьями в Тюмени были избраны Рыбалов А.В., Евдокимов С.Е., Ребрин П.П. 

Второго марта 1920 года специальным постановлением СНК РСФСР бывшая Тобольская губерния стала официально называться Тюменской. С упразднением Тюменского губернского совета народных судей судебной реформой 1922 года его функции были переданы вновь учрежденному Тюменскому губернскому суду.В 1924-1925 годах в РСФСР проводилась административная реформа, которая заключалась в том, что вместо губернского, уездного и волостного деления в отдельных местах на основе экономического районирования вводилось краевое, областное, окружное и районное деление.

В результате этого в 1924 году на Урале вместо четырех губерний: Екатеринбургской, Пермской, Челябинской, Тюменской была образована одна Уральская область, делившаяся на 15 округов. В бывшей Тюменской губернии были образованы Тюменский, Тобольский и Ишимский округа, на территории которых было создано три судебных округа.

Во избежание образования громоздкого аппарата был создан Тюменский краевой суд. С принятием в августе 1944 года решения о создании наряду с рядом других областей самостоятельной Тюменской области в городе началась работа по созданию структур управления, в том числе и областного суда, который должен был руководить всеми народными судами области, рассматривать в кассационном порядке и в порядке надзора дела нарсудов, а также в качестве суда первой инстанции дела, подсудные краевым судам. В связи с этим на основании приказа Народного Комиссара юстиции РСФСР от пятого сентября 1944 года был образован Тюменский областной суд.

 

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй - четвертой, 208 частью первой, 209 - 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 - 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 - 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 - 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).