ПРАВО.ru
Репортаж
11 сентября 2014, 23:57

В Верховном суде адвокатам "цапков" нравится больше, чем в Краснодарском

В Верховном суде адвокатам "цапков" нравится больше, чем в Краснодарском

Сегодня Верховный суд РФ начал рассмотрение апелляционной жалобы шести человек, которые были признаны виновными в самом страшном преступлении последних лет. Один из адвокатов похвалил апелляционную инстанцию – тут, в отличие от Краснодарского краевого суда, готовы отложить дело, чтобы адвокаты успели ознакомиться с материалами. Правда, с одной из жалоб, "не совсем обычной", в ВС разбираться не стали, а перенаправили ее обратно – на Кубань.

Сергей Цапок, скончавшийся в СИЗО 7 июля этого года и его подельники по приговору Краснодарского краевого суда они осуждены за убийство 12 человек в станице Кущевской и ряд других тяжких преступлений. Всего в период с 1998 по 2010 год члены этой ОПГ убили 19 человек, а еще два убийства не довели до конца – в этом обвинению удалось убедить присяжных.

Цапка и остальных задержали после убийства в станице Кущевской 4 ноября 2010 года. В этот день в доме № 6 по улице Зеленой были найдены обгоревшие тела фермера Сервера Аметова, его семьи, двоих соседей и гостей из Ростова-на-Дону, у всех присутствовали колото-резаные раны. Среди убитых было четверо детей, в том числе девочки двух и пяти лет.

Рассмотрение дела длилось больше года. В итоге Сергей Цапок, его сообщники Владимир Алексеев и Игорь Черных (покончил с собой) были осуждены на пожизненные сроки, Николай Цапок и Вячеслав Цеповяз получили по 20 лет заключения в колонии строгого режима, Владимир Запорожец – 19 лет.

На суде все обвиняемые отказались признать вину в совершении инкриминируемых им деяний. В апелляционной жалобе адвокаты по-прежнему настаивают на невиновности своих подзащитных.

Сегодня все четверо обвиняемых участвовали в процессе в ВС по видео-конференц-связи, их защитники находились в зале. На заседании также присутствовала одна из потерпевших – Ольга Богачева. В 2003 году "цапки" убили ее мужа, фермера Валерия Богачева, и сына Романа.

На первом заседании судебная коллегия рассмотрела несколько жалоб и ходатайств. Так, защитник К. Куюмджи просил обжаловать отказ Краснодарского крайсуда в принятии к рассмотрению апелляционной жалобы по приговору покончившему с собой Черных. Защитник не успел подать ее в установленный законом 10-дневный срок. Судебная коллегия под председательством Александра Червоткина жалобу отклонила, оставив в силе постановление краевого суда.

Подсудимый Алексеев заявил ходатайство о назначении своей жены Виктории Алексеевой гражданским защитником. "Чтобы адвокат мог решать дела в Москве, а она – в Краснодаре", – пояснил он. Однако суд отказал в удовлетворении этой просьбы, поскольку выяснилось, что Алексеева выступала в качестве свидетеля по делу. По нормам статьи 72 УПК РФ (обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика) она не может выполнять функции защитника. На том же основании в сходном ходатайстве было отказано и Запорожцу, жена которого давала свидетельские показания во время предварительного следствия.

Также суд рассмотрел еще одну, "не совсем обычную", по словам председательствующего, ситуацию. Адвокат Анжелы Марии Цапок, имеющей общих детей с умершим в тюрьме Сергеем Цапком, просит рассмотреть в процессе жалобу его клиентки. В ходе следствия ее имущество – дом, автомобили, вклады – было арестовано, и арест до сих пор не снят. В суде Сергей Цапок говорил, что он никогда не был на ней женат, свою фамилию дал только детям, и только потом она ее взяла сама.

По словам адвоката Аркадия Куюмджи, оснований для ареста нет: его доверительница никоим образом не причастна ни к хозяйственной, ни к преступной деятельности Цапка, ведет свой бизнес и может подтвердить доходы документами из налоговой инспекции. 6 декабря 2013 года в адрес Краснодарского крайсуда почтой была направлена соответствующая жалоба. Почта подтверждает факт отправления и вручения корреспонденции адресату, но в журнале входящих суда этого письма нет.

– Жалоба подана, но решение по ней не принято, мы выпали из интересов и краевого, и Верховного суда. Не принимаем участия в процессе, хотя наши имущественные интересы затронуты. Просим допустить нас на процесс, – ходатайствовал защитник.

Но по определению судебной коллегии ВС жалоба была перенаправлена для рассмотрения и принятия процессуального решения в крайсуд, хотя и прокурор предлагала рассмотреть ее на месте, без привлечения первой инстанции.

Со следующим ходатайством выступили Наталья Вилеткевич и Наталья Сидорчук, защищающие Запорожца. Они попросили суд на два месяца отложить слушание дела, чтобы успеть ознакомиться с материалами дела, в котором около 500 томов. Запорожец заключил соглашение со своими новыми защитниками только 4 сентября 2014 года, и в предыдущем процессе они участия не принимали.

Подсудимые и их защитники ходатайство поддержали, обвинитель тоже не возражала, уточнив только, что два месяца – слишком много и этот срок должен быть уменьшен. Нашлись возражения только у потерпевшей Богачевой.

– Так можно бесконечно менять адвокатов, всем нужно будет время давать для ознакомления, а процесс и так уже идет два года. Я против! – высказалась она.

Уточнив у обвиняемых, не собираются ли они в ближайшее время менять защитников, и получив отрицательный ответ, коллегия постановила сделать перерыв в рассмотрении дела до 23 октября.

Комментируя принятое решение уже вне стен зала суда, адвокат покойного Сергея Цапка Игорь Скрипка противопоставил Верховный суд Краснодарскому краевому суду, где защите не раз отказывались давать дополнительное время на ознакомление с весьма объемным делом, требуя не затягивать процесс. "Один из подсудимых сменил защитников, и им необходимо время на ознакомление с делом. Верховный суд абсолютно законно предоставил это время, причем это то, чего мы не могли добиться в Краснодарском краевом суде. Никакой незаконности или попытки затягивания процесса я здесь не вижу", – сказал Скрипка.