ПРАВО.ru
Репортаж
23 марта 2015, 17:52

Покойник в суде – к потере мантии

Покойник в суде – к потере мантии

Дисциплинарная коллегия Верховного суда РФ оставила в силе решение ККС Нижегородской области, которая уволила мировую судью, взявшуюся рассматривать иск о признании права собственности на земельные участки общей площадью почти 480 га. В ее деле нашелся целый ворох нарушений: справка о грошовой стоимости земли поддельна, в дело приняты незаверенные копии документов, а один из ответчиков, якобы явившийся в суд и признавший иск, на самом деле умер раньше. Судья оправдывалась тем, что действовала "не сознательно".

Марина Гордова 24 года проработала в судебной системе. Сперва она работала помощником, а 13 лет назад стала мировым судьей на участке № 3 в Богородском судебном районе Нижегородской области. В декабре 2012 года ей присвоили второй квалификационный класс, но это было ее последнее профессиональное достижение – оборвали карьеру Гордовой три дела о признании права собственности на земельные участки сельхозназначения (№ 2-713/11, копия решения есть в редакции, 2-712/11 и 2-358/11). Их общая площадь составляла почти 480 га.

По делам № 2-713/11 и 2-358/11 заявителем был Денис Гордов, который, по данным Casebook, является гендиректором ООО "Фемида", зарегистрированного в Богородске и оказывающего услуги по приобретению недвижимости. В рамках первого из них он утверждал, что ответчики Клара Черепкова, Александр Шорин и Галина Куликова, бывшие члены сельхозкооператива "Колхоз "Заря", подарили ему свои выделенные участки, но не выполнили один из пунктов договоров дарения – не обеспечили госрегистрацию перехода права собственности, а потому он вынужден делать это в судебном порядке.

5 октября 2011 года судья этот иск удовлетворила. Судя по решению (есть в редакции), Шорин явился в мировой суд и признал иск, а от Черепковой и Куликовой поступили заявления, согласно которым они не возражают против удовлетворения требований Гордова. Но время апелляционного рассмотрения в Богородском горсуде позиция Куликовой была прямо противоположной. "С Гордовым Д. В. никаких договоров не заключала, земельные доли с Черепковой К. Г. и Шориным А. Г. не выделяла, земельную долю Гордову Д. В. не дарила, Черепкова К. Г. очень пожилой человек, ее забрала к себе дочь, а Шорин А. Г. давно умер", – цитируется ее выступление в материалах последовавшего затем дисциплинарного разбирательства.

17 июня 2014 года Богородский горсуд отменил решение Гордовой (материалы не опубликованы), а его судьи в тот же день написали три служебные записки на нее в Квалификационную коллегию Нижегородской области и заявление в правоохранительные органы. Затем в ККС поступили также представление на Гордову от председателя Нижегородского облсуда Анатолия Бондара и жалоба главы местного самоуправления Богородского муниципального района Константина Пурихова. Незадолго до этого, 15 мая 2014 года, судью вновь рекомендовали на должность, а 25 сентября назначили.

10 сентября Гордова отменила по вновь открывшимся обстоятельствам свои решения по делам № 2-712/11 и 2-358/11 (в первом истцом был Николай Макаров), а 3 декабря написала заявление об отставке. Но ККС вместо этого 11 декабря досрочно прекратила полномочия судьи (копия решения есть у "Право.Ru").

Для этого нашлось несколько аргументов. Во-первых, иск Гордова нельзя было принимать к рассмотрению, так как кадастровая стоимость только одного земельного участка превышает 4 млн руб., а мировые суды могут рассматривать имущественные споры при цене иска не выше 50 000 руб. Судья подстраховалась и приняла дело к производству на основании письма Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Богородского района, якобы оценившего земельные участки в 28 000 руб., однако в журнале исходящей корреспонденции этого ведомства не было документа с таким исходящим номером и его следует считать фальсифицированным.

Во-вторых, Гордовой следовало внимательно отнестись к другим доказательствам. В ККС отметили, что в деле есть незаверенные ксерокопии паспортов участников и документов на недвижимость, которые судья не сличила с оригиналами. В-третьих, Куликова и Черепкова не участвовали в заседании, а от их имени написаны одинаковые заявления. И наконец, Шорин, согласно данным из местного ЗАГС, действительно умер до рассмотрения своего дела. "Ответчик физически не мог присутствовать в судебном заседании, что фактически свидетельствует о фальсификации протокола судебного заседания в указанной части", – заключила ККС. Кто был вместо него, неизвестно, отмечается в решении.

Коллегия учла 13-летний опыт судейской работы и отсутствие дисциплинарных взысканий у Гордовой, говорится в решении, но мантии ее все же лишила. "Допущенные нарушения ведут к умалению авторитета судебной власти, разрушают веру в объективность и справедливость суда", – указано в акте.

В минувшую пятницу, 20 марта, жалобу Гордовой рассмотрела дисциплинарная коллегия Верховного суда в составе зампреда ВС Сергея Рудакова, судей Галины Гуляевой и Анатолия Куменкова.

– Все-таки это было не сознательно… – говорила Гордова. – Прошу обратить внимание на характеристику моей личности. Прошу отнестись внимательно и учесть, что из своих 47 лет я 24 года проработала в судебной системе, последние 13 лет – судьей.

А председатель ККС Нижегородской области Валентина Самарцева призналась, что думали они не только о конкретной судье, но и о гражданах, которые по действиям Гордовой будут судить о многих судьях. "При этих проступках судья не может продолжать работу. Коллегия пришла к выводу, что наказанием должно быть именно прекращение полномочий судьи досрочно", – заключила Самарцева.

После 40 минут в совещательной комнате судьи ВС согласились с ее доводами. Комментировать детали "Право.Ru" Гордова не стала, а в ККС Нижегородской области сообщили, что истец был однофамильцем судьи.