ПРАВО.ru
Репортаж
28 мая 2015, 13:07

Топ-спикеры питерского форума обсудили миссию права в эпоху перемен

Топ-спикеры питерского форума обсудили миссию права в эпоху перемен
Фото ТАСС

"Миссия права в эпоху перемен" – так звучала тема пленарного заседания, которое завершило первый день V международного юрфорума в Петербурге. Семь спикеров подошли к обсуждению вопроса с разных сторон. Глава правительства Дмитрий Медведев считал право способом разрешения конфликтов. Представители международных организаций UNCITRAL и UNIDROIT акцентировали роль правовых норм в международной торговле; министр юстиции Италии рассматривал право в контексте глобализации. Его австрийский коллега, говоря об отношениях России и Европы, цитировал Достоевского, заместитель Генерального секретаря ООН по правовым вопросам – "Русскую правду". А заслуженный профессор Оксфорда назвал работу юристов ни много ни мало поиском истины.

Первым на сцену амфитеатра главного штаба Эрмитажа, где проходил пленум, поднялся министр юстиции РФ Александр Коновалов. Поприветствовав всех собравшихся, он обратился к теме заседания – по его словам, перемены есть и будут и именно юридическое сообщество может сыграть не последнюю роль в том, что они станут позитивными. 
 
Дальше слово взял глава правительства РФ Дмитрий Медведев, отметивший, что за последние пять лет Петербургский форум стал "раскрученной, ведущей международной площадкой". Говоря о ценности права в эпоху перемен, премьер подчеркнул его способность "адекватно реагировать на любые общественные изменения и вызовы современного мира", а также служить своеобразным "компасом" для поиска решений разной степени сложности – от подходов к международному сотрудничеству до регулирования правил госзакупок. В своей речи Медведев коснулся темы принятия экспериментальных правовых решений – к ним он отнес создание территорий опережающего развития на Дальнем Востоке и особой экономической зоны в Крыму. А вот модернизация гражданского законодательства принадлежит, по мнению премьера, к числу стандартных способов обновления российского права. В корпоративном праве появились такие новеллы, как институт корпоративного договора, публичных и непубличных обществ, а ГК пополнился положениями об опционном договоре, субординации требований кредиторов по соглашению сторон и обеспечительном платеже. Все это, как надеется глава правительства, повысит инвестиционную привлекательность страны. 
 
Что касается экспериментов, то, как выразился Медведев, право в них важно "не сломать". В качестве удачного экспериментального примера он привел закон этого года о контрактной системе в механизме госзакупок – несмотря на то что акт еще требует доработки, законодатель, по мнению премьера, справился с задачей. 
 
Безопасность и одновременная свобода обмена информацией – в этом, по словам Медведева, состоит сложность законодательного регулирования сети Интернет, и здесь от юристов требуются "оригинальные решения". А в ГПК, возможно, внесут дополнения, касающиеся исполнения решений зарубежных судов – премьер посетовал, что на сегодня в международном праве не существует универсального решения, которое бы разграничивало юрисдикцию судов, и предположил, что каждому государству следует закрепить способ, каким образом на его территории исполняются решения судов другого государства. 
 
Экономическая политика России в дальнейшем будет согласовываться и с принципами ВТО и Евразийского экономического союза, отметил премьер:
 
– Россия абсолютно открыта для сотрудничества. Нам в том числе выгоден и статус полноправного члена ВТО. 
 
Говоря о теме санкций, наложенных на Россию странами Европы, Медведев подчеркнул, что, хотя он и не считает "это хорошим развитием международных торговых отношений", о кризисе международного права, тем не менее, речи пока не идет, "скорее, это все-таки кризис отношений между странами". А ответом на эти события может послужить возврат к единому пониманию норм международного права. 
 
Следующее слово советник Президента РФ Вениамин Яковлев, представлявший докладчиков пленарного заседания, дал Рено Сорьелю, секретарю Комиссии ООН по праву международной торговли (UNCITRAL) (основана в 1966 году и разрабатывает в этой области глобальные стандарты). Сорьель говорил, что вопросом миссии права в эпоху перемен задаются и государства – члены ООН, причем в значительной степени их интересует торговое право. В нем докладчик насчитал три изменения: во-первых, переход от унификации этой отрасли к ее модернизации. Во-вторых, по словам Сорьеля, приходит признание того, что торговое право важно развивать не только на международном, но и на региональном уровне, а в-третьих, еще и реформировать его, добиваясь верховенства права. Все три вопроса UNCITRAL пытается решить, однако встречает препятствия – например, неразвитость правового режима некоторых стран не позволяет заключать торговые сделки электронным образом. Поэтому организация стремится вырабатывать те решения, которые можно будет применить и ко внутренним, и к международным сделкам, создает нормативные акты по вопросам урегулирования споров, неплатежей, электронной торговли и пр.

Что касается регионального развития торгового права, то Сорьель отметил важную роль ЕС и ЕврАзЭС, чьи инициативы в этой области приносят пользу в части накопления общего опыта. Несогласованность есть и здесь – международные и региональные организации могут заниматься одними и теми же вопросами или принимать по ним противоположные решения, но UNCITRAL просит ООН устранить эти проблемы, а также и само оказывает требуемую помощь. Что касается верховенства права, то оно, по словам докладчика, может быть обеспечено стимуляцией предпринимательства и инвестиций, защитой и охраной прав и доступом к справедливому правосудию. 

Министр юстиции Италии Андреа Орландо говорил о проблемах, которые глобализация и финансовый кризис поставили перед мировым сообществом. Кризис институтов регулирования, кризис демократии – все это, по словам министра, повлияло и на область права. Например, международная торговля, суды и арбитраж, финансовые агентства, банковские и страховые объединения превращаются в подобие саморегулирующихся систем и "навязывают свою волю государствам, компаниям и отдельным гражданам". Экономика уже перешагнула через государственные границы, скоро за ней последует и право, а юриспруденция в состоянии уловить эти изменения, говорил докладчик.

Волновало Орландо и количество центров принятия решений, которое увеличилось за последние годы. В старой Европе, по его словам, было около тысячи центров власти, в начале XX века их стало всего 30, а сегодня их число приближается к двумстам. "Что будет с миром, если эта множественность источников власти и регулирующих центров не будет подчиняться правосудию, праву, законам?" – задавался вопросом министр.Также в последние годы, по его словам, возникли центры власти, не имеющие легитимности, а во многих странах начали развиваться националистические настроения. Создание ЕС как механизма глобального управления, единого политического, экономического, юридического и демократически легитимного пространства стало ответом на эти процессы.

В завершение речи Орландо отметил, что необходимо создавать "глобальный контекст нового глобального закона" и Россия может сыграть в этом процессе важную роль.

– Мы должны попытаться создать такую конструкцию, с тем чтобы процессы глобализации смогли в полной мере осуществить свой положительный потенциал вместо того, чтобы ставить под угрозу наши демократические завоевания, – закончил он.

Далее слово взял Альберт Маццони, президент Международного института унификации частного права (UNIDROIT) (созданной в 1926 году независимой международной организации со штаб-квартирой в Риме). По мнению Маццони, после окончания холодной войны в мире произошло много перемен, но конца политической эволюции он еще не достиг. Поэтому стимулирование и развитие международных нормативных стандартов, а также их реализация на практике – коллективная обязанность всех государств, утверждал он.

Что касается роли права в эпоху перемен, то, по словам докладчика, через него международное сообщество способно решать две задачи: "С одной стороны, необходимо стимулировать развитие торговли и экономических взаимосвязей, а с другой стороны – стимулировать устойчивое развитие, чтобы добиться справедливого баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью". Причем задача эта сложная – правосудие и справедливость нужно совместить с "устойчивым развитием и продвижением международного экономического сотрудничества", сформулировал Маццони. Однако если вместо навязывания обязательных правил начать пропагандировать миру передовую договорную практику, то цель, по его мнению, достижима.

"Прошлый век можно назвать веком войн. Давайте сделаем все для того, чтобы этот век стал веком мостов!" – так говорил участникам пленума федеральный министр юстиции Австрийской Республики Вольфганг Брандштеттер. Несмотря на то что текущая геополитическая ситуация, по его мнению, не дает поводов для оптимизма из-за кризиса на Ближнем Востоке, терроризма, миграции беженцев, а также сегодняшних отношений между Россией и Европой, "память, которая сопровождала нас в течение мая, должна снова указать нам путь вперед", сказал он.

– Окончание войны 70 лет назад должно напомнить нам о поистине гигантских усилиях тогдашнего Советского Союза, который освободил Австрию от жестокого и преступного режима, – этими словами министр выразил благодарность русскому народу, после чего призвал все страны мира противодействовать преступлениям на почве ненависти. Сам же он, по его словам, намерен более жестко квалифицировать этот вид преступлений в австрийском уголовном кодексе.

Возвращаясь к роли права в международных отношениях, Брандштеттер заговорил о взаимоотношениях России и Европы, которые проиллюстрировал цитатой писателя Федора Достоевского: "Чувства самых любимых нам людей мы легче всего раним". Возможности Совета Европы, по словам министра, необходимо переоценить, так как "отсутствие взаимного уважения является проблемой". Также министр коснулся законодательства России, отметив, что решения ЕСПЧ имеют влияние на практику России, – в частности, Конституционный суд ссылается на них в своих постановлениях, а случаи досудебного содержания под стражей сократились после внесения изменений в УК. Все это, по его словам, является поводом "возобновить и продолжить правовой диалог, воздерживаться от каких-либо барьеров".

– Поэтому я считаю важным шагом то, чтобы закончилась приостановка прав голосования российских представителей в Парламентской ассамблее Совета Европы, – озвучил он свою позицию.

Эффективная защита основных прав граждан, по утверждению министра, может привести к тому, что национальные или географические границы станут менее важны. Затем Брандштеттер добавил, что Австрия имеет "немало прекрасных моделей" подобной регуляции, и предложил использовать их в качестве примера, способного работать в разных регионах Европы.

Следующий оратор, заслуженный профессор права и философии права Оксфордского университета Джон Финнис, говорил о работе юристов, которая направлена на понимание сути закона, а иными словами – на поиск истины, "истины в том, на что нас подписали наши законодатели и в чем они приняли на себя ответственность, обязав нас действовать сообразно закону".

Право, по утверждению Финниса, и есть та причина, по которой мы имеем законы, а его первичная роль заключается в применении последних "точно, справедливо и сообразно существующей реальности, а не воображаемым фактам", потому что без верности истине закон едва ли выполнит свою роль в какую бы то ни было историческую эпоху.

Отметил профессор и удивительное свойство закона связывать воедино прошлое, настоящее и будущее. Есть нормы, которые зародились давно, но по-прежнему сохраняют свою действительность и ценность. А сегодня мировое сообщество "творит новые законодательные акты, веря в то, что в будущем они не утратят своей действительности и по-прежнему будут применимы, потому что грамотно и основательно созданы сегодня", определяя эту связь, резюмировал Финнис.

Выступавший следом юрисконсульт, заместитель Генерального секретаря ООН по правовым вопросам Мигель Де Серпа Суареш, считал, что миссия права в современную эпоху перемен отражается в понимании его как стандарта и идеала. В качестве примера он привел русский кодифицированный источник права X–XII веков "Русская правда", напомнив собравшимся, что этимология слова "право" относится именно к нему и фактически является синонимом слова "правда".

По словам докладчика, именно право может помочь миру избежать экономических кризисов, локальных и региональных конфликтов и прочих бед, и немалую роль в этом играют созданные ООН юридические механизмы. В частности, устав ООН сегодня остается основополагающим документом международной правовой системы. Но для верных юридических ответов на новые вызовы и угрозы важно, чтобы международное сообщество выступало единым фронтом, обеспечивая верховенство права на международном и национальном уровнях, подчеркнул Де Серпа Суареш.

Дмитрий Медведев подвел итоги мероприятия:

– Уверен, что, даже несмотря на определенные различия и в наших взглядах, и в правовых системах, мы все равно одинаково смотрим на главное, что нас объединяет, – все мы служим праву, все мы полагаем, что только право способно разрешать конфликты, и все мы уверены, что у права колоссальный потенциал.