ПРАВО.ru
Репортаж
29 октября 2012, 17:14

"Я доверяю своей дочери и не доверяю МТС"

"Я доверяю своей дочери и не доверяю МТС"
Фото Право.Ru

Абонент МТС не смог вернуть себе деньги за баллы "ВКонтакте", которые якобы покупала его 15-летняя дочь. Сообщения об этих баллах приходили глубокой ночью, когда, по утверждению Павла Лагутина, ни он, ни его дочь пользоваться телефоном не могли. Но суд решил, что данные автоматических систем заслуживают большего доверия. Ни 700 с лишним рублей за сервис, ни 10 000 руб. за моральный ущерб заявитель не получит.

Суть претензии, справедливость которой в Измайловском районном суде пытался доказать Павел Лагутин, заключается в следующем: 6 января 2012 года в четыре часа ночи на телефонный номер, зарегистрированный на него и использовавшийся его несовершеннолетней дочерью Марией, пришли смс о списании средств за предоставление платной услуги. Речь шла о покупке голосов "ВКонтакте" (единицы оплаты сервисов в социальной сети). Однако, как утверждает Лагутин, в это время ни он, ни его дочь телефоном не пользовались. Более того, по словам заявителя, в телефоне отразились не все смс, на основании которых могли быть списаны деньги. О причине списания он узнал уже в салоне сотовой связи, где ему предоставили соответствующую распечатку.

- Была указана сумма зачисления, время и куда деньги были списаны. Все происходило среди ночи. Моя дочь спит, а смс пришли. Я доверяю своей дочери и не доверяю МТС, — рассказывал в суде Лагутин.

Он обратился в МТС, где, по его словам, получил заверения, что деньги вернут спустя некоторое время. "Я месяц подождал, ничего не произошло", — рассказал после заседания заявитель. Тогда Лагутин решил вернуть деньги через суд. Но мировой судья его доводам не внял, и в мае списание осталось в силе. "Денежные средства не возместили в связи с тем, что услуги связи, которые мы оказали истцу, были оказаны корректно в соответствии с действующим законодательством и условиями договора, тарифным планом и тарифами на контент-услуги", — пояснили позже "Право.Ru" в МТС.

Всего за четыре сообщения стоимостью 177,97 руб. каждое абонент отдал 711,88 руб. Требования Лагутина заключалось в первую очередь в возвращении этих денег. Моральный ущерб он сперва оценил в 1000 руб., а затем увеличил запрос в 10 раз, до 10000 руб., объясняя это тем, что процесс длится уже 10 месяцев.

- С решением мирового судьи мы согласны, жалобу считаем необоснованной, — начал свое выступление представитель ответчика юрист Иван Андропов. — Все соответчики представили доказательства, что истец был зарегистрирован "ВКонтакте" и ему представлялись голоса.

Помимо ОАО "Мобильные Телесистемы" ответчиком по иску выступали ООО "ВКонтакте" и ООО "СМС Сервисы", которые были привлечены судом. Однако представители обеих компаний на заседаниях так и не появлялись: ни на первое рассмотрение, когда в удовлетворении иска было отказано, ни в этот раз, в ходе слушания апелляционной жалобы. Тем не менее, "ВКонтакте" буквально в день заседания прислала по факсу прошение оставить решение по делу без изменения. Аналогичное требование озвучил от лица МТС Андропов.

У Лагутина и не было претензий к двум другим ответчикам: "МТС сняли с меня деньги, у меня договор с ними есть. Значит, они и должны отвечать!"

– Ничего нового в настоящей жалобе не представлено, поэтому считаем, что оснований для изменения решения нет, — продолжал представитель МТС.

Истец обращал особое внимание суда на ошибки в документах, представленных ответчиками (перепутаны номера телефонов истца и его дочери, а также некоторые цифры). Но особое внимание он уделил количеству пришедших сообщений:

- Пришло два смс, а снятия денег было четыре. Что вы на это можете ответить? – задал вопрос Лагутин.
- Можно конкретный вопрос? – попросил юрист.
- Должны быть четыре смс и четыре снятия денег. Вопрос понятен?

После недолгой перепалки на эту тему участники процесса обратились к материалам дела, а именно – выписке, где были указаны входящие сообщения. Смс о снятии средств оказалось четыре. Истец сделал попытку объяснить судье, что он имел в виду другие сообщения, с кодом подтверждений.

- Вы сначала говорили, что сообщений два, а не подтверждений, — отрезала судья Динара Морозова, предупредив истца, что он путается в показаниях.

После заседания Лагутин пояснил "Право.Ru", что он имел в виду смс с техническим кодом, который нужно ввести в социальной сети. "Если ты его не успел ввести в течение нескольких минут, то платеж не должен срабатывать", — сказал Лагутин.

В МТС объясняют последовательность и количество сообщений так: после ряда действий пользователя сети "ВКонтакте" непосредственно на сайте поступило сообщение с кодом подтверждения, который пользователь ввел в специальном окне компьютера, затем поступили два сообщения, содержавшие заказанный контент (баллы за услугу "Голоса ВКонтакте"), через некоторое время пришло следующее сообщение с кодом и в ответ было отправлено два сообщения с контентом (новые баллы за услугу "Голоса ВКонтакте").

Судья, вернувшись из совещательной комнаты, определил решение мирового судьи оставить без изменений.