ПРАВО.ru
Репортаж
9 ноября 2012, 19:14

В Думе пообещали силой избавить курильщиков от вредной привычки

В Думе пообещали силой избавить курильщиков от вредной привычки
Фото с сайта vse-sekrety.ru

Сторонники и противники серьезных ограничений на торговлю табаком и курение схлестнулись вчера на слушаниях в Госдуме. Первые обвиняли противников проекта закона в лоббировании интересов табачных компаний, дошло даже до сравнения их с комарами. Последние просили подумать о судьбе российского малого бизнеса и критиковали технику написания проекта закона. Однако замминистра здравоохранения Сергей Вельмяйкин напрочь отверг эти доводы, отнеся их к категории "сам дурак". 

Документ, которому было посвящено мероприятие, предусматривает целый спектр радикальных мер по ограничению курения. Если он будет принят в нынешнем виде, с 2014 года курение будет запрещено на рабочих местах и в рабочих зонах, в помещениях общего пользования жилых многоквартирных домов, на расстоянии менее 10 метров от входов в здания железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, станций метрополитена. Планируется запретить курение и в ресторанах, кафе. Помимо этого ограничивается и перечень мест, где можно будет приобрести сигареты: это будет возможно только в магазинах, площадь которых превышает 50 кв. м в городах и поселках, а в сельской местности — не менее 25 кв. м. Это значит, что киоски лишаться права торговать не только пивом, но и табачными изделиями.

Именно это предложение подверглось сегодня ожесточенной критике со стороны представителей табачной индустрии и малого бизнеса, которые говорили о грозящем малому бизнесу разорении. Вице-президент "Опоры России" Владлен Максимов говорил, что у российских предпринимателей нет возможности перепрофилировать свой бизнес, поскольку в России практически нет торговой специализации —  колбасных, сырных, молочных магазинов, мясных лавок, булочных — из-за высоких арендных ставок и малого количества торговых площадей. "Реально маленький магазин копирует ассортимент супермаркета, потому что он вынужден бороться за каждый дециметр площади, чтобы отбить запредельную аренду, — объяснял он. — Принудительное и немедленное изъятие каких-то важных групп из его ассортимента ведет не к смене специализации, а к деградации и закрытию бизнеса, потому что человеку некуда уходить из этого ассортимента, он и так уже торгует всем".

"Реально десятки тысяч людей воспринимают этот пункт [законопроекта] как глубоко несправедливый, потому что фактически происходит перераспределение торговой выручки от одних к другим", — заключил Максимов.

С ним категорически не согласился член Общественной палаты Максим Мищенко, который назвал слова о разорении бизнеса "ерундой" и в качестве альтернативы предложил бизнесменам торговать цветами. Замминистра здравоохранения Сергей Вельмяйкин попросил оппонентов "не подменять понятия: малый бизнес не есть табачный бизнес". Кроме того, запрет курения в ресторанах не снизит выручку у рестораторов, сказал чиновник. "А у нас что, люди ходят в рестораны покурить? — возмутился он. — Как мне представляется, основной источник дохода ресторанной отрасли — это продажа готовых блюд продуктов питания и продажа сопуствующих этим блюдам алкогольных напитков. <…> В ресторан ходят покушать и пообщаться". В пример он привел Норвегию, где в 2003 году был принят "гораздо более жесткий антитабачный закон". "С 2004-1010 года прибыль ресторанной отрасли и в целом индустрии гостерприимства выросла на треть, — рассказал он. — Люди стали чаще ходить в кафе, потому что не сидят там в табачном дыму".

После этого за законопроект вступился депутат от ЛДПР, бронзовый призер олимпийских игр в Афинах, дзюдоист Дмитрий Носов, хотя говорил он не о проекте, а о себе. Он заявил, что повесит у себя на кабинете табличку с надписью "просьба не беспокоить табачным королям". "Те, кто попытается побеспокоить — они почувствуют на себе, что такое гнев дзюдоистов", — заверил он под аплодисменты в зале. Не менее эмоциональным оказалось и выступление председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, рассказавшего историю о том, что 100 лет назад была установлена связь между малярией и комарами, и госдураства стали уничтожать комаров, спасая людей. "Представьте себе, что бы у комаров были деньги нанять Сергея Пепеляева [управляющий партнер "Пепеляев групп"], который обслуживает [одного из крупнейших в мире производителей сигарет] JTI", — поделился ассоциацией Янин.

Управляющий директор Управления корпоративных отношений и правового обеспечения РСПП Александр Варварин вернул обсуждение к самому проекту и обратил внимание на его огрехи — написано, что в сельской местности нельзя продавать табачную продукцию в помешениях менее 25 кв. м, если же таковых нет, то возможна развозная торговля. "А если есть стационарное торговое помещение площадью меньше 25 кв. м? — удивился Варварин. - То получается, что продавать в нем табак нельзя и развозная торговля тоже невозможна. В этой ситуации что гражданам делать?". Далее он предположил, что у местных жителей останется только один вариант для покупки сигарет - снести это строение, что позволит покупать развозную табачную продукцию.

Первый зампредседателя думского комитета по охране здоровья Николай Герасименко, который вел слушания, признал, что такая проблема есть и над нормой нужно подумать. Претензии к технике написания законопроекта нашлись и у Сергея Пепеляева, который заявил, что "25% текста [законопроекта] — это пустые декларации", что-то вроде просвещения населения в процессе воспитания. "Такие нормы вызвают только улыбку и дискредитируют важный акт", — заявил он. Однако замминистра здравоохранения Вельмяйкин категорически отверг это замечание, обратив внимание на то, что "когда аргументы заканчиваются, всегда звучит аргумент — "сам дурак: ну, все хорошо, только текст непрофессиональный, написан плохо, дилетантами и студентами". "Коллеги, много раз слышал. Честно, не трогает. Вот если есть конкретно, что сказать и конкретно, что предложить для улучшения текста законопроекта — готовы обсуждать, — сказал замминистра здравоохранения. —  А аргументы типа вот полная помойка и выкинуть надо, вот честно, даже просто не тратьте силы и ресурсы". 

Еще одна претензия противников законопроекта касалась запрета на выкладку табачных изделий на витринах магазинов. "Это приведет к фактическому отсутствию конкуренции мнежду компаниями табачными", — говорил Варварин и предлагал сделать изолированные помещения, куда не смогут попасть несовершеннолетние. Гендиректор ассоциации "Табакпром" Вадим Желнин напоминал, что в Канаде, где есть подобные ограничения, покупатель, тем не менее, имеет возможность ознакомиться с ассортиментом продукции в цветном каталоге.

Кроме того, Желнин раскритиковал идею законодателей ввести минимальные розничные цены, по его словам, это легко регулируется действующей в России акцизной системой. С этим согласился и представитель РСПП Александр Варварин, который назвал эту норму "выдумкой чиновников, которая ничего позитивного не даст". Сергей Пепеляев и вовсе обвинил законодателей в корысти. Он обратил внимание на то, что в пояснительной записке нет никаких экономических обоснований, кроме упоминания о том, сколько денег получит государство от повышения акцизов — 600 млрд руб. "Главная цель этого законопроекта, как мне представляется, фискальная цель — повышение собираемости налогов в бюджет. Все остальное — это прикрытие этой фискальной цели", — высказался Пепеляев.

Важным моментом дискуссии стал спор о дискриминации прав курильщиков, которым будут созданы неудобства как при покупке табака, так и при курении. Первым об этом заговорил лидер партии "Справедливая Россия" Сергей Миронов, предварительно заметив, что он поддерживает законопроект и идею о снижении числа курильщиков. Но он поставил под сомнение необходимость запрета торговли табаком в киосках и небольших магазинах. Для начала он рассказал о табачных бунтах в конце 80-х в Ленинграде, когда озлобленные курильщики-мужчины были готовы идти на Смольный. По его мнению, необходимо просчитать все последствия ситуации, когда люди не смогут спокойно приобретать сигареты. "Я вас уверяю, у нас начнутся те процессы, которые по сравнению с так называемыми митингами оппозиции покажутся просто цветочками", — предупредил он. Однако доктор медицинских наук, профессор, директор НИИ канцерогенеза Российского онкологического научного центра им. академика Н.Н. Блохина РАМН Давид Заридзе возразил Миронову, что бунты были не только из-за отсутствия сигарет, а потому что вообще ничего не было в то время.

Пепеляев также усомнился в том, что эта мера будет способствовать уменьшению выкуриваемых курильщиком сигарет, поскольку все будут закупаться в супермаркетах впрок. При этом юрист, напомнил, что Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака содержит всего два тезиса: об охране здоровья населения от воздействия табачного дыма и о предотвращении потребления табака несовершенноленими. "Мне представляется, что основная цель [разработанного в России проекта] закона — борьба с курящими гражданами <…>, а не защита некурящих". "И делается это методами, которые, наверное, можно назвать в какой-то части даже и полицейскими", — заключил он.

Эту мысль подтвердил Давид Заридзе, споря с Мироновым по поводу доступности табака для курильщиков. "Цель законопроекта не только защитить некурящих, как мы говорим, от пассивного курения, в первую очередь — защитить курящих от их привычки, от табака. — говорил он. — И это в законе достигается тем, что мы создаем для них некоторые неудобства". Подтверждая необходимость таких неудоств для курильщиков он привел статистику Великобритании и Польши, где после законодательных ограничений на курение снизилась смертность и заболеваемость от болезней, связанных с этой привычкой. По его словам, в 1948 году в Великобритании курило 83% мужчин, в 2000году —  уже 30%, в Польше в 1974-м курили 75% мужчин, а в 2000-м — 50%.

Завершая мероприятие депутат Николай Герасименко заявил, что работа над законопроектом будет вестись и в ближайшее время будет определена дата обсуждения его в первом чтении.