ПРАВО.ru
Репортаж
25 декабря 2012, 3:00

"Иногда легче отбыть наказание в виде лишения свободы"

"Иногда легче отбыть наказание в виде лишения свободы"
Фото с сайта russia.ru

Сегодня в Таганском райсуде Москвы был оглашен приговор экс-ведущему программы "Время" Павлу Огородникову. Он признан виновным в покушении на мошенничество в особо крупном размере (ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ). Судья Наталья Коновалова назначила Огородникову наказание в виде пяти лет лишения свободы в колонии общего режима с испытательным сроком на пять лет, с ограничением свободы на один год и штрафом в 500 000 руб. Ему засчитан арест с 3 октября по 7 ноября 2011 года.

"Никогда вовремя не начинается", – занимала адвокат Наталья Репина своего подзащитного, пока они ждали выхода судьи. Спустя 20 минут ожидания украшенная фигуркой Санта-Клауса дверь, возле которой сидела помощница Коноваловой, распахнулась. Судья скользнула взглядом по немногочисленной публике и начала читать приговор. Через полминуты в зал неспешно, гулко топая, вошел прокурор Александр Меркулов.

– Огородников совершил покушение на мошенничество в виде хищения чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием в особо крупном размере, – почти сразу произнесла Коновалова.

Суд согласился с обвинением, что в 2011 году Огородников потребовал от своего делового партнера Григория Хаскельберга 50 000 евро на подарок зампредседателя правительственной Комиссии по развитию телерадиовещания в РФ Алексея Громова. Приношение якобы требовалось, чтобы чешский производитель телекоммуникационного оборудования Tesla Holding, интересы которого в России представлял Contamist Assets Ltd – совместный оффшор Огородникова и Хаскельберга (проходит по делу в качестве потерпевшего) — мог выйти на российский рынок цифрового телевидения.

В ходе процесса Хаскельберг и свидетели обвинения утверждали, что Огородников бравировал связями с высокими правительственными и кремлевскими чиновниками. В частности, называл себя помощником первого замглавы администрации президента Владислава Суркова, а того, соответственно, "шефом", говорил, что помогает помощнику президента Аркадию Дворковичу решать бизнес-проблемы за рубежом и консультируется с бывшим председателем правительства Евгением Примаковым.

По словам судьи, последнего в электронной переписке с Хаскельбергом, явившейся одним из доказательств вины экс-телеведущего, Огородников обозначал как "П.", а также писал о Белом доме (сокращал как "БД"), администрации президента ("администрация") и других высокопоставленных чиновниках "в третьем лице". "Этими действиями он придавал процессу переписки видимость конспирации, изложенным сведениям – высокую степень достоверности и серьезности", – посчитала Коновалова.

Хотя на допросе Огородников открещивался от знакомства с этими важными людьми, суд нашел "неубедительным" довод подсудимого, что в одних разговорах "шеф" – это "собирательный образ из нескольких реальных людей, от которых он получал полезную информацию для реализации проекта с Tesla", в других – собирательный образ контрагентов, а само слово использовалось "в шутливой манере". Разговоры Хаскельберга и Огородникова свидетельствуют, что выход компании на российский рынок зависит от передачи денег Суркову и другим чиновникам, отметила судья. Также против Огородникова свидетельствовала смс-ка, в которой он сообщал главе Tesla Роберту Немецу, что несвоевременное перечисление денег приведет к "тяжким отношениям с чиновниками".

Преступный план, согласно приговору, Огородников разработал еще в 2008 году, будучи руководителем спецпроекта "Недвижимость" в ЗАО "Взгляд.ру". Суд решил, что подсудимый и потерпевший познакомились именно тогда, у общих знакомых, а не в 2011 году через директора компании "Бигфут студия" Максима Седова, как считало обвинение. (Эта компания должна была сделать для Tesla фильм-презентацию.) Затем, уже в августе 2011 года на встрече в Праге Огородников убедил Немеца, что осенью того же года тот получит госконтракт стоимостью более 44 млн евро. Это побудило Немеца подписать протокол №1 к договору между Tesla и Contamist Assets Ltd, в котором оговаривались платежи на 160 000 евро.

При этом Огородников знал, что прямые госконтракты запрещены законом о госзакупках, отметила судья. Впоследствии журналист добавил в отчет о деятельности Contamist Assets Ltd поддельное письмо от экспертной группы комиссии по развитию телерадиовещания России, из которого следовало, что она входит в структуру правительства, и служебную записку от некоего сотрудника аппарата правительства, на самом деле таковым не являвшимся. Причем, упирая на закрытый характер этих документов, Огородников запретил Tesla их обнародовать.

Помимо вещественных доказательств, "злоупотребление доверием и обман" со стороны Огородникова были установлены при помощи показаний Хаскельберга и нескольких свидетелей, в том числе Седова и молодого человека, который помогает Хаскельбергу в юридических и "технических" делах. Все они утверждали, что ясно слышали от Огородникова о связях с Сурковым. Это показал даже инструктор лечебной физкультуры, который как-то делал Хаскельбергу иглоукалывание и невольно подслушал разговор клиента с Огородниковым, в котором тот "давил" и требовал передать ему 50 000 евро.

В итоге суд согласился с обвинением в том, что Огородников, не потерпевший задержки в перечислении денег, заставил Хаскельберга лично взять кредит и передать ему деньги якобы для подарка чиновнику, в то время как на самом деле Огородников планировал их прикарманить. (3 октября 2011 года Огородникова задержали после передачи денег в здании банка "Номос"). Напомним, в ходе прений прокурор попросил даже более мягкого наказания, без ограничения свободы. А адвокат потерпевшего Александр Телегин потребовал реального заключения на четыре года со штрафом в 500 000 руб., причем режим исправительной колонии он не указал.

Резолютивную часть судья оглашала скороговоркой. После этого прокурор поспешил уйти. Ему было нехорошо. Еще на половине приговора Меркулов приоткрыл окно, а затем еле-еле выстоял до конца, тяжело дыша и то и дело опираясь на принтер секретаря заседания. Пару раз он даже наклонился и поставил широко расставленные руки на стол. Огородников, напротив, лишь раз потянулся и стоя выслушал разъяснение и напутствие от Коновалой.

Та посоветовала Огородникову не попадаться на мелком хулиганстве и распитии спиртного. Под конец судья рассказала, как важно не забывать о своем наказании условно осужденным.

– Проходит время, и все забывают. Забывать нельзя, – заявила Коновалова и постращала тем, что если в последний день пятилетнего испытательного срока Огородников совершит преступление, условное наказание будет отменено, а наказание по совокупности приговоров (ст. 70 УК РФ) будет назначено в любом случае более пяти лет.

– Иногда легче отбыть наказание в виде лишения свободы, – заметила судья.

Помимо наказания, суд наложил на осужденного обязанность трудоустроиться и запретил без разрешения надзорных органов покидать пределы города. Смягчающими обстоятельствами, позволившими не изолировать Огородникова от общества, суд посчитал состояние здоровья Огородникова (он диабетик), отсутствие судимости и пожительные характеристики. Кроме того, учитывался неоконченный характер преступления и отсутствие реального ущерба.

Огородников молча выслушал приговор и наставление, а его адвокат Репина подытожила: "Нет правды в русском правосудии". 

Ссылки по теме…