ПРАВО.ru
Репортаж
22 февраля 2013, 17:00

"Виноваты в том, что происходит, не нотариусы. Виноваты государство и ФНП"

"Виноваты в том, что происходит, не нотариусы. Виноваты государство и ФНП"
Фото с сайта vlegale.ru

Нотариусы недовольны проектом нового закона о нотариате, отсутствие которого стало формальной причиной отказа во введении обязательного нотариального оформления сделок с недвижимостью. Они считают, что государство покушается на их независимость и нотариальную тайну, возмущаются его подходом к вопросу тарифов за услуги. Тем временем законодатели, наоборот, желают еще сильнее "закрутить гайки" и мечтают разрешить прокурорам инициировать лишение нотариуса статуса.

Череда мероприятий, посвященных празднованию 20-летия нотариата, продолжается. Спустя полторы недели после международной конференции, организованной Федеральной нотариальной палатой, пришел черед Московской городской нотариальной палаты. В Колонном зале Дома союзов собрались представители около 60 региональных нотариальных палат, чтобы поговорить на тему "20-летие небюджетного нотариата: Итоги. Проблемы. Перспективы".

Праздник начинался стандартно: сперва приветствия от различных госструктур, потом депутат Госдумы Виктор Пинский пообещал вернуться к дискуссии насчет обязательного нотариального оформления сделок с недвижимостью после принятия нового закона о нотариате, потом чиновница Минюста Мария Мельникова — работа над проектом "не может длиться вечно" и "подходит к завершению" (над проектом работают три года). А сенатор Константин Сурков обещал такое — как только Госдума примет законопроект в первом чтении, он внесет поправки к нему, те, которые захочет нотариат. Нотариат рукоплескал.

С основным докладом на конференции выступал московский нотариус Геннадий Черемных, который в 1993 году продвигал действующие Основы законодательства о нотариате. Свое часовое выступление Черемных начал с сетований по поводу вытеснения нотариата из гражданского оборота и "существенного снижения уровня правовой безопасности участников гражданско-правовых отношений". А далее он назвал 10 действий, которые теперь стали необязательными, среди них — нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью, с землей, удостоверение договора ипотеки. 

"Нотариусы через свои представительные органы управления пытаются, но не могут самостоятельно противостоять авторитарной, антинотариальной, антиправовой тенденции и мощнейшему антинотариальному лобби", — заявил Черемных. По его словам, это лобби "блокирует необходимые обществу и государству изменения". "Его основные участники – это риелторы, банки, коррумпированная часть сотрудников Росреестра, часть депутатского корпуса", — заявил нотариус.

Вопрос власти 

Развивая тезис, Черемных напомнил, что "государственного нотариата в стране практически не осталось" (в стране действует всего несколько десятков государственных нотариусов — "Право.Ru"). Проект закона в этом вопросе ставит точку, предлагая полностью перейти к небюджетной системе. Но на этом позитивный взгляд Черемных остановился и он обрушил на документ лавину критики. "[Ряд] новелл в законопроекте сформулированы либо неудачно, либо требуют дополнительной экспертной проработки", — бушевал он и быстро произносил определения, которые прописаны недостаточно четко. Возмутившись отсутствием в проекте понятия "правовой статус нотариуса", Черемных все же добавил, что эти моменты можно поправить. Однако тут же перешел к принципиальным замечаниям, среди которых оказалось недовольство по поводу меняющейся системы контроля за работой нотариусов.

Сейчас налоговики проверяют финансовую деятельность нотариусов, проверку их профессиональной деятельности осуществляет региональная нотариальная палата и территориальные органы Минюста. Обратиться в суд с заявлением о лишении нотариуса полномочий может только региональная палата. Никаких контрольных функций у Федеральной нотариальной палаты нет. Проект же предлагает кардинально новый подход: контролировать нотариуса и саму нотариальную палату смогут также Минюст и Федеральная нотариальная палата. "Каждый из органов вправе по конкретному обращению провести проверку <…> и вправе принять меры, вплоть до обращения в суд с заявлением о лишении нотариуса полномочий", — рассказывал столичный нотариус, напирая на то, что такие проверки могут проводиться "неограниченное число раз". При этом ФНП, говорил Черемных, наделяется правом ставить перед высшим органом территориальной палаты вопрос о переизбрании президента. Одновременно ФНП получает право принимать решения, обязательные для всех нотариусов, а также территориальных нотариальных палат.

"Иными словами, предлагается классический вариант советской административно-командной системы управления нотариатом, — возмущался Черемных. - Чиновник, органы исполнительной власти наделяются легальными, практически неограниченными возможностями влиять на профессиональную деятельность нотариуса".

По его мнению, нарушается существующий сегодня баланс, когда возможностям бюрократической машины в отношении конкретного нотариуса противостоят нотариальная палата и система гарантий его независимости.

"По проекту нотариальная палата из равнозначного, равноценного партнера ФНП и органов юстиции становится для них подконтрольным субъектом, — бушевал на трибуне Черемных. — А ее обязанность обеспечивать защиту прав и законных интересов нотариусов вообще из законодательства исключается".

Тем не менее, он признал, что с нерадивых нотариусов надо спрашивать строже, чем теперь. "Но [эти вопросы] нужно решать не через установление тотального государственного контроля, а через развитие самоуправления и иных демократических процедур", — заявил он.

С ним согласилась Надежда Сучкова, доцент кафедры судебной власти и организации правосудия факультета права Высшей школы экономики. По ее словам, сейчас во всех отраслях проводится политика по замене госконтроля со стороны органов исполнительной власти на "иные действенные меры". И некоторые из них у нотариусов уже применяются. В первую очередь, речь идет о страховании профессиональной ответственности, рассказывала доцент. Вторая форма самоконтроля — это саморегулирование. Даже в рамках действующего законодательства, считает Сучкова, саморегулирование в региональных нотариальных палатах вполне допустимо. "Для этого только понадобится прописать в законе, что нотариальные палаты субъектов – саморегулируемые организации", — говорила она. Даже вопрос с ФНП можно решить, внеся поправки в законодательство о саморегулировании.

Бывший президент МГНП, а ныне просто нотариус Александр Скурлатов вернулся к проблеме проверок нотариусов со стороны госорганов и ФНП и предложил оставить все, как есть. "Проверять профессиональную деятельность нотариуса могут только те, кто сами обязаны соблюдать нотариальную тайну. <…> А вот уже определять периодичность проверки, процедуру, конечно, же должен Минюст", — заявил он, призвав серьезно доработать документ и не спешить с внесением его в правительство.

Его поддержал президент московской областной нотариальной палаты Станислав Смирнов: "Специалистов-профессионалов должны проверять специалисты, а не чиновники". У органов юстиции для проведения полноценной проверки работы нотариуса, считает он, нет необходимых ресурсов: ни организационных, ни интеллектуальных возможностей. 

Из общего настроения явно выбивалось выступление коммуниста, члена думского комитета по законодательству Юрия Синельщикова. По его словам, многие депутаты считают, что контроль за деятельностью нотариата должен усиливаться. "Мне представляется, что надо расширять надзор со стороны прокуратуры, — говорил он. — Например, мне кажется, что было бы нелишним, если прокурору бы предоставили право обращаться в суд с заявлением о лишении нотариуса полномочий". Возражать депутату никто не стал.

Вопрос выживания

Больным вопросом для нотариусов по-прежнему остается вопрос тарифов за их услуги. Геннадий Черемных заявил, что нотариусы добрым словом вспоминают тех, кто убедил законодателей предусмотреть в законодательстве, помимо нотариального тарифа, еще и оплату правовой и технической услуги — ему аплодировали. "Установленные в 2004 году  в Налоговом кодексе нотариальные тарифы уже давно съедены инфляцией, и нотариальная деятельность обеспечивается сегодня в основном за счет оплаты правовой и технической работы", — говорил он.

"Виноваты в том, что происходит, не нотариусы. Виновато государство и отчасти ФНП", — нашел крайних Черемных. Законопроект, считает он, не решает проблему — в нем опять тарифы предлагаются в рублях, а не в процентах от стоимости действия.

Его коллега Станислав Смирнов добавил, что единый размер нотариального тарифа абсолютно не учитывает платежеспособность населения. В Брянской, Астраханской области, Чеченской республике прожиточный минимум около 4000 руб., зато в северных регионах России, например, Ямало-Ненецком автономном округе, ХМАО – более 11 000 руб. Суть предложений проста, говорил президент московской областной нотариальной палаты, необходимо отказаться от принципа единого тарифа для всей страны. "Необходимо вернуться к ранее действовавшему принципу исчисления нотариального тарифа в кратном размере от официального экономического показания, раньше [это был] МРОТ, — выдвинул идею Смирнов. — В качестве такого показателя сейчас можно принять размер прожиточного минимума в субъекте". По его мнению, такой подход позволит обеспечить сбалансированную ставку нотариального тарифа с уровнем потребительских цен и платежеспособностью населения в субъекте. "А также обеспечит автоматическую индексацию размеров нотариальных тарифов, что очень важно для нас", — добавил он. 

Камень в огород ФНП закинул и президент МНП Константин Корсик, рассказавший историю, как президент ФНП Мария Сазонова в 2009 году отказалась хлопотать по поводу повышения тарифов. По его словам, когда в 2009 году правительство внесло в Госдуму законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс об увеличении госпошлин, он приходил "к Сазоновой и предлагал этим вопросом серьезно заняться". "Она сказала: а зачем этим заниматься, куда-то ходить, потому завтра уже будет закон о нотариате, — говорил Корсик. — Мы продолжаем про этот закон говорить-говорить, а где он?". 

В спор просят вмешаться Путина

Подводя итог, Геннадий Черемных заявил, что "принятие подобного закона не только не решит задачу совершенствования российского нотариата, <…> но, напротив, ухудшит его функционирование".

Единственным, кто попытался отстоять документ и держать удар, был вице-президент ФНП Владимир Ярков. Когда ему было предоставлено слово, он сознался, что у него ощущение абсурдности происходящего. Потому что все говорили о законопроекте, который уже изменен, пояснял он, ряда положений давно уже нет. "[Это] знают коллеги, сидящие в президиуме", — добавил он. Позднее Константин Корсик парировал: "Мы актуального текста не имеем, критиковали тот текст, который размещен на сайте ФНП и Минюста".

По поводу расширения контроля за нотариатом Ярков пояснил, что ФНП возражала против того, чтобы "у нас и Минюста [были] контрольные полномочия". "Это неправильно концептуально и невозможно организовать", — добавил он. В нашей стране самая либеральная модель контроля за работой нотариуса, считает Ярков. По его словам, во Франции, например, к нотариусу каждый год приходят с внезапной проверкой. А в России проверка только раз в четыре года, и о ней нотариус узнает за полгода.

В результате участники конференции приняли резолюцию-обращение к правлению ФНП и Минюсту. Они просят "при доработке нового закона о нотариате сохранить независимость нотариуса при совершении нотариальных действий, в том числе финансовую". Кроме того, они просят "направить законопроект в актуальной редакции в нотариальные палаты". Предлагают ФНП обратиться к президенту Владимиру Путину и правительству с открытым письмом, в котором рассказать о проблемах на рынке недвижимости, а также выдвинуть конкретные предложения "по возможности использования потенциала нотариата".