ПРАВО.ru
Репортаж
31 мая 2013, 19:10

"Давайте не превращать процесс в бесконечное прокручивание одних и тех же вопросов!"

"Давайте не превращать процесс в бесконечное прокручивание одних и тех же вопросов!"
Фото с сайта www.k2kapital.com

Вчера в Гагаринском суде допросили трех свидетелей по делу о ДТП на Ленинском проспекте с участием автомобиля вице-президента "Лукойла" Анатолия Баркова. Двое из них рассказали, что его Mercedes вывернул на разделительную полосу из потока, двигавшегося в центр, а третий подтвердил, что, скорее всего, погибшая Ольга Александрина, которую винят в этой аварии, перед столкновением потеряла управление. Адвокатам и прокурорам рассказы свидетелей не всегда нравятся, и они взяли за обычай несколько раз спрашивать их об одном и том же, вызывая критику со стороны судьи.

Первой выступила Мария Лилеева, утром 25 февраля 2010 года она ехала на своем автомобиле по Ленинскому проспекту в центр из области. Самого столкновения она не видела. "В районе Гагаринской площади начался затор, движение автомобилей было очень плотным, я двигалась в крайнем левом ряду, — сообщила Лилеева. — Я увидела аварию, перестроилась правее и проехала. Часть автомобиля [Mercedes] находилась на моей полосе движения, остатки красного автомобиля [Сitroen] на встречной крайне левой полосе". Позднее, отвечая на вопрос защитников погибшей в этом ДТП Ольги Александриной, находившейся за рулем Сitroen, а теперь являющейся подсудимой, свидетельница добавила, что Mercedes находился под углом к проезжей части: задняя часть автомобиля – на полосе, ведущей в центр, а передние колоса – на разделительной. Об этом же говорил старший инспектор третьего спецбатальона на спецтрассе ДПС Максим Ильин, выступавший не предыдущем заседании.

Лилеева, по-видимому, удивлена, как шло расследования дела об этом ДТП. По ее словам, через два месяца после аварии ее мужу — владельцу автомобиля — позвонили из полиции, но дальше этого разговора дело тогда не пошло. Впервые ее допросили в ноябре 2012 года. "А сегодня у меня повестки суда нет", — сказала Лилеева.

- У нас участились случаи, что [повестки по почте] приходят чрез два месяца. Мы не понадеялись только на повестку, известили вас другим способом, — пояснила судья Ольга Зельдина.

Второй свидетель, Андрей Шепелев, в отличие от Лилеевой, видел непосредственно сам момент столкновения. "Я ехал во втором ряду слева, увидел, что сзади проскакивает машина. Она двигалась очень быстро: я ехал порядка 75-80 км/ч, машина меня догнала очень быстро, начала перестраиваться практически мне в дверь… Потом уже я понял, что ее просто понесло… Женщина тормознула, ее разворачивает, и она вылетает на встречный ряд и бьет Mercedes", — рассказал он. Отвечая на вопросы адвоката Людмилы Айвар, он сообщил, что впервые он увидел Citroen в зеркало заднего вида в 150 м от себя, а когда они поравнялись, Александрина немного снизила скорость, он "сразу ушел", и после этого произошло столкновение.

Слова Шепелева подтверждают версию обвинения, по которой на "частично заснеженном" Ленинском проспекте Александрина, "не приняв возможные меры к снижению скорости", совершила "небезопасный маневр" (перестроилась), и ее Citroеn на скорости 75 км/ч выехал на разделительную полосу. Там он столкнулся с Mercedes вице-президента "Лукойла" Анатолия Баркова, который получил "травмы лица (сломан нос) и левой нижней конечности".

- По разделительной полосе двигались машины? Со спецсигналами? – спросила Айвар.

- В момент моего движения по площади Гагарина ни одной машины не было.

- Вы видели как движется Mercedes?

- Я не видел Mercedes, я видел поток. На разделительной полосе машин не было, — повторил он. — То, что это был Mercedes, я узнал только потом. На ходу определить было невозможно, — ответил Шепелев.

- Citroen вам не препятствовал в обзоре машин, движущихся в центр?

- Не совсем понимаю сущность вашего вопроса, — заметила судья.

- Все ли автомашины двигались в сторону центра параллельно [оси] проезжей части? – переформулировала его Айвар, а судья сняла как неконкретный. Тут же последовало возражение на ее действия от адвоката. "Поскольку, по мнению защиты, и по материалам дела после аварии Mercedes располагался частично на разделительной полосе, частично на левой полосе движения, необходимо установить, не совершал ли маневр автомобиль во время движения. Мы видим здесь противоречие, [собираемся] использовать эти показания для оценки автотехнической экспертизы. Действия суда направлены на пресечение ответов на вопросы, которые неудобны для стороны обвинения", — заявила Айвар.

- Понятно. Есть еще вопросы? — продолжила судья. Вопросы были.

- Как часто ездите по этому маршруту? – спросил второй адвокат Александриных Сергей Образцов. А судья сказала, что у этого вопроса "неясная направленность", и сняла его.

- По вашему мнению, Citroen применял торможение? – продолжил адвокат. То ли он невнимательно слушал слова Шепелева, то ли намеренно спросил еще раз о том, что свидетель уже рассказал. Шепелев предположил, что Александрина тормозила, а судья, оставаясь невозмутимой, устроила выволочку адвокату:

"Защитник Айвар говорила о вопросах, неудобных для версии обвинения. А вы стараетесь добиться определенных показаний от свидетеля. Ваши вопросы, уважаемый защитник, дублирующие. Либо вы не слушаете заседание, либо специально [их] задаете. Давайте не превращать процесс в бесконечное прокручивание одних и тех же вопросов!"

Третьей в суде выступила близкая подруга Ольги Александриной Наталья Петрова. Муж погибшей Сергей Александрин позвонил ей, и они вместе приехали к месту аварии примерно в 11:30. Из ее показаний следовало, что Mercedes находился частично на разделительной полосе, а Citroen – на своей. Пока выясняли местоположение машин, прокурор также получил нагоняй от судьи за "дублирующие вопросы".

Айвар, свою очередь, попыталась обратить внимание суда на инспектора ДПС Николая Хованского, который оказался первым на месте аварии. С его именем связан скандал: он сразу заявил, что в ДТП виновата Александрина. Сейчас он в полиции уже не работает, не попал почему-то и в число свидетелей.

- Возможно, суд запретит вам отвечать… Но при разговоре с Хованским вам стало ясно, что он уже знает, кто виновен в ДТП? – спросила Айвар.

- Такой вопрос снимается, — отреагировала судья и снова покритиковала сторону защиты: — Вы ставите вопросы, заведомо не относящиеся к допросу свидетеля, а ваше замечание, что суд запретит свидетелю отвечать, более чем некорректное.

Айвар, тем не менее, предприняла еще несколько попыток добиться рассказа о том, что Хованский делал на месте ДТП. После нескольких дополнительных вопросов и оглашения показаний Петрова вспомнила, что личные вещи подруги ей выдал именно он.

Следующее заседание в понедельник начнется с допроса водителя  Mercedes и его пассажира – вице-президента "Лукойла" Анатолия Баркова.