ПРАВО.ru
Репортаж
29 июня 2013, 0:21

"Полонский был выбран мальчиком для битья"

"Полонский был выбран мальчиком для битья"
Фото с сайта taini-zvezd.ru

Прокурор перестала обвинять бизнесмена Алекандра Лебедева в хулиганстве на программе "НТВшники", где он подрался с Сереем Полонским, посчитав, что статьи "Побои" будет вполне достаточно. Она попросила приговорить его к ограничению свободы на год и девять месяц и запретить посещать массовые мероприятия. Адвокат Лебедева Генри Резник в двух ударах, которые даже "не дошли" до Полонского, побоев не видит.

Драка бизнесменов произошла во время съемок программы "НТВшники" "Кризис — русский вопрос" 16 сентября 2011 года, в студии присутствовали около 300 человек, ее свидетелями стало множество телезрителей. Тема была горячей, участники говорили друг другу колкости. В какой-то момент Полонский заявил, что устал от разговоров о кризисе, и у него "желание уже просто дать в морду". После этого он протянул к Лебедеву руку (дотронулся он до него или нет – на записи не видно) и начал что-то говорить. Тогда Лебедев вскочил и несколько раз ударил Полонского, от чего тот упал со стула. По его жалобе в СК на Лебедева возбудили дело о хулиганстве, ст.213 ч.2 УК (максимальное наказание пять лет лишения свободы), и побоях, ст.116 ч.2 (максимальное наказание – два года лишения свободы). Защита Полонского пыталась убедить суд, что Лебедев ударил его из-за политических разногласий, адвокаты подсудимого – что Полонский спровоцировал драку личным оскорблением и первый стал размахивать руками, а о политике речь вообще не шла.

Сегодня в прениях обвинитель согласилась с защитой Лебедева, что политические темы в программе не обсуждались, а спор велся о значительности вклада участников в экономику. Она отказалась от обвинения по ч.2 ст.213 (хулиганство), объяснив это тем, что у Лебедева не было мотива политической ненависти, и предложила судить его по п. а ч. 2 ст. 116 РФ – нанесение побоев, причинивших физическую боль, из хулиганских побуждений. "Действия Лебедева полностью охватываются этой статьей, — сказала обвинитель. —  Делить обвинение на "Хулиганство" и "Побои" излишне". В результате она попросила приговорить бизнесмена к году и девяти месяцам ограничения свободы, обязать  каждую неделю отмечаться в правоохранительных органах и запретить посещать массовые мероприятия.

Представитель Полонского Вадим Самсонов от "Хулиганства" отказываться не хотел. Он не верил, что его подзащитный мог оскорбить Лебедева в гримерке, как об этом рассказывала Ольга Романова, участвовавшая в передаче: "Если бы Полонский оскорбил Лебедева так, как об этом говорили, они бы не сидели в соседних креслах". По его мнению, в действиях Лебедева был определенный расчет.

- Чем же руководствовался депутат Лебедев (бизнесмен — член Слободской думы Кировской области — "Право.Ru"), придавая, как он нам рассказал, некую свежесть лицу Полонского? Необходимо учитывать, с кем мы имеем дело, — сказал защитник и напомнил, что Лебедев работал во внешней разведке. – Нас пытаются убедить в том, что бывший военный разведчик просто так, безмотивно испытал какой-то неописуемый страх перед вытянутой рукой Полонского, что не позволило ему правильно оценить ситуацию. И в ответ на это абсолютно импульсивно нанес более двух ударов в область головы потерпевшего.

В отличие от прокурора он не сомневался в политическом мотиве драки.

- Тема дискуссии – мировой экономический кризис — имела ярко выраженную политическую окраску <…>. Дальше она пошла по двум направлениям: возможности выхода из экономического кризиса и коррупция. Кроме того затрагивались вопросы ответственности крупного бизнеса перед обществом. Вопросы, безусловно, относятся к сфере политики <…> На протяжении всей программы аудитория студии разделилась: с одной стороны Лебедев, Лисовский, Стерлигов, с другой – Полонский, который был выбран мальчиком для битья, которого на протяжении всей программы подкалывали!

Адвокат Полонского заявил, что Лебедев рассчитывал на реакцию определенной части общества и повышение своего авторитета как политика, повышение политической значимости.

По мнению Самсонова, Лебедев "умышленно интерпретировал фразу Полонского про "желание дать в морду" в свой адрес", встал со своего места и агрессивно предложил попробовать.

Другого защитника Полонского – Александра Добровинского, на прениях не было, и после перерыва выступил адвокат подсудимого Генри Резник

- Мы столкнулись здесь с некоторым шедевром в вынесении обвинения: формулы обвинения в нанесении побоев и хулиганстве идентичны, — начал он. — <…> В сущности исключения признака политической ненависти достаточно, чтобы обвинение отвергнуть, но я бы очень хотел, чтобы в вашем приговоре прозвучало: в действиях Лебедева вообще не было хулиганства.

- У нас идеальная совокупность, обвинение в побоях вообще никак не отграничено от обвинения в хулиганстве, — продолжал Резник. — В обвинительном заключении очень интересная фраза: совокупность преступления – по той причине, что в момент совершения хулиганства наносятся побои. Пленум ВС пишет: если в процессе хулиганства совершаются побои. Двухсекундное действие Лебедева, который молча совершил ударные движения в отношения Полонского, можно считать грубым нарушением общественного порядка из неуважения к обществу?

С обвинениями в побоях защитник тоже не соглашался. Он настаивал, что удара было два и Лебедев до Полонского не достал, что видно и на раскадровке.

- Падение было характерно для таких ударов, когда они прилагаются к нижней части тела, а не к верхней. Единственный человек, который мог наблюдать, был Лисовский, и он сообщает, что удары не дошли. (Лисовский на одном из слушаний удивлялся, насколько "это было мягко сделано": "Я бы ударил сильнее. То, что Полонский упал, мне кажется, это несовершенство студии — стулья стояли на краю подиума. Удары не дошли, показалось мне. Был не удар, а касание".)

Что касается мотивов Лебедева, Резник видел единственный — личную неприязнь в ответ на оскорбительное поведение Полонского.

- Это абсолютное оскорбление (фразу Полонского про "дать в морду" — ред.) Лебедев понимает на свой счет, потому что он единственный "летчик" (совладелец "Аэрофлота" — ред.), который здесь находится. (Свидетель Павел Селин, бывший сотрудник НТВ рассказывал в суде, что Полонский произнес что-то наподобие "вот здесь сидят курятники, здесь летчики, хочется уже кому-то в морду дать". Под курятником, по словам Селина, Полонский имел в виду Лисовского (бывший владелец птицеводческого комплекса "Моссельпром"), а под летчиком — Лебедева. После вопроса: "и мне?" – получает ответ: "ты хочешь поэкспериментировать?" Заканчивает он примирительной фразой: "ты совсем с ума сошел, дружище?"

В последнем слове Лебедев вслед за своим защитником недоумевал по поводу приписанного ему хулиганства.

- Мы имеем поручение председателя Следственного комитета свои сотрудникам провести необходимые действия в области дознания, доследственные действия, но, тем не менее, уже заранее Бастрыкину понятно, что обнаружить они должны признаки 213-й статьи — "Хулиганство".  На мой взгляд, это довольно странное для крайне квалифицированного криминалиста поручение.

Сейчас Полонский также обвиняется в мошенничестве. По версии следствия, бизнесмен похитил более 5,7 млрд руб. у участников долевого строительства жилищного комплекса "Кутузовская миля". Пострадавшими признаны более 80 человек.