ПРАВО.ru
Репортаж
10 июля 2013, 18:13

ФАС: адвокаты и нотариусы - не одно и то же

ФАС: адвокаты и нотариусы - не одно и то же

Московские нотариусы заручились поддержкой законодателей в споре с Федеральной антимонопольной службой, решившей проверить, насколько обоснованны тарифы за услуги правового и технического характера. Госдума прямо выведет нотариальные тарифы из-под действия закона "О  защите конкуренции". Представители ФАС видят в этом доказательство того, что сейчас нотариусы – их "клиенты". Точку в споре Арбитражный суд Москвы, видимо, поставит 15 июля.

ФАС занялась нотариальными тарифами благодаря жалобе Виктора Дворянова на якобы чрезмерные аппетиты нотариуса Елены Образцовой. Он пришел к ней, чтобы заверить готовый документ, и рассчитывал заплатить за это по ст.333.24 Налогового кодекса РФ 100 руб., но от него потребовали еще 1000 руб. — за услуги правового и технического характера. При этом нотариус заверяла, что их стоимость определяет палата и тарифы обязательны для всех ее членов.

ФАС 16 апреля решила проверить, нет ли в практике МГНП признаков сговора (статьи 11 и 16 закона "О защите конкуренции"). На третий день на основании приказа в палату явилась инспекция. Начальник отдела по методической работе палаты Александр Сагин говорил, что "текущая деятельность палаты была частично прервана" из-за изъятия документов, а руководитель инспекции из ФАС по проверке палаты Константин Алешин называл это клеветой на государство — проверяющие ничего не изымали, только копировали при непосредственном участии сотрудников палаты: "Никто никого не принуждал, руки не заламывал".

Так или иначе, 22 апреля МГНП пожаловалась в Арбитражный суд Москвы. Приказа, по мнению палаты, не должно было быть вообще — МГНП не хозяйствующий субъект и не госорган, — а раз уж документ появился, то составлять его нужно было как положено. То есть в жалобе Дворянова должно быть указание на признаки нарушения палатой антимонопольного законодательства, а их нет. "Мы обжалуем не сами факты, которые были выявлены на проверке, а процессуальный порядок вынесения приказа", — неоднократно в ходе судебных заседаний говорил Сагин. По его словам, антимонопольная служба может осуществлять проверку только гражданско-правовых отношений, а нотариат – это публичные отношения.

ФАС с этим не соглашается на протяжении всего разбирательства. "Антимонопольный орган наделен полномочиями по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в действиях публично-правовых образований, коммерческих и некоммерческих организаций и так далее, говорила представитель антимонопольной службы. То есть закон <…> не устанавливает связи между характером деятельности проверяемого лица, статусом хозяйствующего субъекта". Кроме того, в ФАС удивлялись, с какой стати МГНП недовольна приказом, если он был отдан не ей, а самим антимонопольщикам. "Приказ о проведении проверки не может порождать никаких правовых последствий для лица. В нем не констатируется факт нарушения антимонопольного законодательства. <…> У антимонопольного органа появляется обязанность провести проверку", — говорила она.

На сегодняшнем заседании аргументация представителей ФАС не изменилась. А их оппоненты вытащили туз из рукава: Госдума приняла 3 июля в первом чтении поправки в "Основы законодательства РФ о нотариате", — сообщил Сагин. Там будет написано: "законодательство об ограничении монополистической деятельности не применяется к отношениям, связанным с оплатой за совершение нотариальных действий и оказание нотариусами услуг правового и технического характера".

Но туз оказался не козырным — в ФАС нашли, как с ним справиться. "Законопроект исключает нотариусов из-под действия закона "О защите конкуренции", но с момента вступления в силу [этого закона], — говорил представитель ФАС Алешин. — Это самое лучшее доказательство того, что до принятия этого законопроекта нотариусы под него подпадают. Иначе в принятии такой нормы не было бы никакого смысла".

Московский нотариус Ольга Колесникова возражала: "Мы согласны, что не нужно очевидные вещи писать в законы. <…> Наверное, из-за вашей активной позиции в последнее время [законодатели] взяли и записали". В качестве аналогии она напомнила о том, что раньше налоговые инспекции пытались через суд взыскивать с нотариусов НДС, хотя последние освобождены от него по закону. Проблема исчезла только после того, как в Налоговом кодексе прямым текстом записали эту норму.

Кроме того, представители МГНП сравнили эту тяжбу со спором между Адвокатской палатой Ростовской области и местным УФАС. Суды трех инстанций встали на сторону адвокатов, которые оспаривали решение антимонопольной службы в части признания палаты некоммерческой организацией, координирующей деятельность хозсубъектов. "Это решение по многим вопросам повторяет [нынешний спор]. Фактически можно заменить адвокатов на нотариусов, и получится то же самое, потому что были те же самые аргументы у антимонопольной службы", — сказал Сагин.

Алешин саркастически усмехнулся в ответ: "Заявление о том, что адвокаты и нотариусы это одно и то же – это, мягко говоря, правовой нонсенс. Говорить об аналогиях нельзя – они построены на разных законах".

Судья Светлана Ласкина отклонила ходатайство представителей ФАС о прекращении дела. Следующее заседание состоится 15 июля.