ПРАВО.ru
Репортаж
24 августа 2013, 3:59

ОМОНовец рассказал, как подсудимый по "Болотному делу" сломал ему палец

ОМОНовец рассказал, как подсудимый по "Болотному делу" сломал ему палец
Степан Зимин Фото с сайта www.novayagazeta.ru

В "деле двенадцати" начал выступать первый потерпевший, чьи обвинения против конкретного подсудимого не сопровождены видеоматериалами. Слова ОМОНовца, у которого 6 мая 2012 года на Болотной площади был сломан палец, пока единственное доказательство против Степана Зимина. Однако защита утверждает, что теперь ОМОНовец не в ладах со своими прежними показаниями и заключением медэкспертизы.

6 мая 2012 года согласованная акция оппозиции переросла в столкновения с полицией, квалифицированные следствием как массовые беспорядки. По словам организаторов, это произошло потому, что люди не могли пройти на Болотную площадь из-за того, что полиция оставила им слишком узкий коридор. Силовики утверждают, что причина конфликта была в том, что собравшиеся на митинг вели себя агрессивно. Из видеоматериалов следует, что, обнаружив плотное оцепление, Алексей Навальный и Сергей Удальцов призвали граждан сесть, чтобы прекратить движение толпы, но в итоге кордон все же был прорван и начались столкновения. После начались задержания и аресты. Всего дела были возбуждены в отношении 27 человек, двое из них осуждены к лишению свободы, дела еще 12-ти объединены. В "деле двенадцати" Николая Кавказского, Леонида Ковязина и Владимира Акименкова обвиняют в участии в массовых беспорядках (ч.2 ст.212 УК, до восьми лет лишения свободы), Марию Баронову – в призывах к ним (ч.3 ст.212 УК, до двух лет лишения свободы), а остальных — Андрея Барабанова, Степана Зимина, Дениса Луцкевича, Ярослава Белоусова, Артема Савелова, Сергея Кривова, Александру Духанину и Алексея Полиховича – и в участии в массовых беспорядках, и в применении насилия в отношении представителей власти (ч.1 ст.318 УК, до пяти лет лишения свободы).

Сержант-ОМОНовец Денис Куватов — третий потерпевший, представленный обвинением. И пока с наиболее убедительными доказательствами причиненного физического вреда. Первый — прапорщик Андрей Архипов — говорил, что ему в подбородок угодил камень. Но при этом он считает себя потерпевшим "от событий 6 мая", а не от действий кого-то из 12 подсудимых. После его показаний суд три недели смотрел видеозаписи и приобщал к материалам дела протоколы их осмотра (в том числе, тех кадров, которые суд не видел). В некоторых из протоколов речь шла о конкретных подсудимых и их действиях на записях. После того как суд ознакомился с видеоматериалами, которые следствие посвятило Сергею Кривову, выступил потерпевший от демонстранта — лейтенант Денис Моисеев. Кривов, показал ОМОНовец, то ли ударил, то ли толкнул его, отчего он "слегка пошатнулся" и почувствовал "дискомфорт", а затем возмущение. А сержант Куватов испытал больше, чем дискомфорт — ему сломали указательный палец на правой руке.

Сделал это подсудимый Степан Зимин, говорил ОМОНовец в четверг, — угодил в палец куском асфальта размером 15 см Х 15 см. Но в отличие от свидетельств его коллеги потерпевшего Моисеева, утверждения Куватова не сопровождены видеоматериалом. В протоколе осмотра диска с именем Зимина говорится лишь о кадрах его задержания 6 мая 2012 (в связи с уголовным делом его задержали месяц спустя, и с тех пор он под стражей). И действительно, на видео, которое было показано суду, есть человек, внешне похожий на Зимина, которого полицейские сначала обыскивают, прижав к стенке автозака, а потом заводят внутрь. Но нет кадров, подтверждающих действия Зимина, о которых говорил сержант.

Куватова вместе с сослуживцами "выдвинули в резерв в сквер" имени Репина: "Нам поставили задачу укрепить цепочку, я не мог сказать, сколько людей прорвалось – значительно". "Мы стояли в резерве возле цепочки [ОМОНа]. Был приказ задерживать, я выдвинулся к данному гражданину [Степану Зимину]. Я его схватил правой рукой, он пытался скрыться от меня, мне помогли коллеги скрутить его", — сообщил Куватов. 

На других видео, которые Замоскворецкий суд смотрел в течение трех недель, следователь Сергей Гуркин разглядел и описал в протоколах осмотра дисков конкретных подсудимых без официальной процедуры опознания, в то время как сами предполагаемые участники событий себя не признали.  

На записях попадались люди, похожие на Александру Духанину (бросок предмета в сторону ОМОНа), Владимира Акименкова (протокол осмотра диска обещал его задержание, при котором тот "махал руками в сторону полицейских" — эта запись не открылась), Андрея Барабанова, который, по версии следствия, "нанес удар правой ногой в туловище сотрудника полиции" и "активно сопротивлялся" при задержании, Ярослава Белоусова (бросок желтого предмета), Николая Кавказского (по версии СК, удар ногой и рукой полицейских – это видео было одним из самых размытых), Дениса Луцкевича (где-то он стоит, где-то на него нападал ОМОНовец с дубинкой), Алексея Полиховича, которого, по версии СК, полицейский ударил дубинкой, когда он вырывал одного из задержанных, и Марию Баронову, якобы говорящую в толпе перед оцеплением на Малом Каменном мосту, куда нужно "поддать". Человек, похожий на Сергея Кривова, тоже был явлен суду на мониторе в мимолетной конфронтации с человеком, похожим на лейтенанта Моисеева.  

А чем провинился подсудимый Зимин, сержант Куватов передал на словах — все равно, выходило из его показаний, Зимин, совершая свое преступление, был в маске, хотя и выделялся среди себе подобных.

- Он пытался сотрудников затащить в толпу вместе с двумя людьми с масками, дальше я не знаю, что они хотели сделать. Данный гражданин кидал в нас предметы, именно в мою сторону: кусок асфальта, камни, бутылки, — утверждал потерпевший. 

- Как вы воспринимаете действия Зимина в отношении вас, когда он кинул камень? – спросила прокурор Наталья Костюк.

- Агрессивно был настроен.

На один из вопросов Куватов уточнил, что на Малом Каменном мосту была давка. 

- Там же была плотная толпа. Как же он перемещался по ней, если там была давка? – спросил адвокат Зимина Максим Пашков.

- Он в разное время кидал камни и мог находиться в разных местах. [С промежутками] 3-5 минут, — сказал потерпевший.

- Каким образом он в этой давке перемещался? По воздуху, или его там народ на руках носил? – допытывался Пашков.

- По земле, по асфальту.

- А вы его в поле зрения всегда держали?

- Нет.

Куватов настаивал, что человек в маске, кидавший в него асфальт и другие предметы, именно Зимин, а не кто-либо другой – он вычислил его по росту, другие люди в масках, на которых он в тот момент обратил внимание, были ниже. А при задержании он свою маску сбросил, говорил сержант.

Видео, подтверждающее слова ОМОНовца Куватова, в деле отсутствует. Но там, по словам адвоката Пашкова, есть документы, ставящие под сомнение показания сержанта.

"На следствии Куватов говорил только про одно попадание, а в суде заявляет уже о нескольких. Эпизода с затаскиванием в толпу на стадии следствия тоже не было, — заявил Пашков "Право.Ru". – В деле есть экспертиза, проведенная по заказу СК, опровергающая возможность получения травмы пальца из-за попадания куском асфальта. В ней говорится, что причиной травмы стало кручение". Последним за допрос в четверг принялся адвокат Вячеслав Макаров, но полутора часов ему не хватило.

- Сколько вы еще примерно будет его допрашивать? – спросила судья Наталия Никишина в районе 18:00.

- Часов пять, — сказал он.

- Вы совершенно нерационально осуществляете право задавать вопросы потерпевшему, задавая вопросы по пятому разу, я делаю вам замечание. Перерыв на полчаса, — сказала она, но потом все же пояснила, что это была мера "для проведения воспитательных работ защитника", и допрос продолжится во вторник.